Суббота, 26.07.2025, 03:47
Научное общество учащихся МАОУ гимназии №56 города Томска "Миллениум"

         Победитель II межрегионального конкурса методических разработок педагогов "Территория одаренности"
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Работы учащихся [15]
Цикл работ "История моей семьи" [8]
Цикл работ "Моя малая Родина" [5]
Цикл работ "Письмо" [8]
Цикл работ "Фантазии о лете" [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Работы учащихся

«Человек в понимании и изображении Максима Горького»
20.04.2013, 19:10
«Человек в понимании и изображении Максима Горького»
(Золотухина Ирина, 11 класс, МАОУ гимназия №56 г.Томска
преподаватель: Штауб Ирина Юрьевна)

I Введение

Во все века человек стремился к познанию своего «я». Одна из основных, может быть, главных целей искусства – раскрытие этой тайны. Каждый писатель в той или иной степени добивался того, чтобы люди поняли свои ошибки, стали лучше, чище, сильнее, чем раньше. Особенно это свойственно русской литературе с ее глубочайшими нравственно-философскими корнями. Проблему добра и зла, силы и слабости человека пытались разрешить великие умы, люди, много выстрадавшие и испытавшие: А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Ю. Лермонтов.

Максим Горький же столкнулся с этой проблемой на достаточно раннем этапе своей жизни. Читая произведения такого замечательного писателя, мы понимаем, насколько он был близок народу, как много можно почерпнуть из его творений, какая любовь к людям царила в сердце писателя. Горький, потеряв родителей, рано стал самостоятельным, что, несомненно, нашло отражение в произведениях. Он был вынужден сам заботиться о себе, именно это укрепило его характер и заставило стремиться к переменам, изменению жизни к лучшему.

Почему я решила подробнее узнать о Горьком? Дело в том, что меня действительно впечатляют его творения, ведь в них скрыт глубокий смысл и интересное содержание, в этих произведениях живет душа, все картины живые и правдоподобные. Наверняка Горький взял за основы некоторых рассказов воспоминания из своей жизни, непростой, но достойной. 

Цель моей работы – сравнить два произведения Максима Горького, первое из которых было написано под влиянием романтизма, а другое – под влиянием реализма. Дело в том, что самые первые произведения данного автора значительно отличаются от последующих, поэтому мне очень интересно было бы узнать, как менялись взгляды писателя с течением времени. 

Горький наделил каждого из своих героев определенным духовным миром, стремлениями, желаниями и особенностями, каждое его произведение наполнено глубоким смыслом, содержит в себе вечные философские вопросы, над которыми писатель предлагает поразмышлять читателям. В определенные этапы становления личности Максима Горького его посещали самые разные идеи и мысли, поэтому и герои получались столь отличными друг от друга. Каждый из них несет в себе что-то необычное, ту идею, которой автор так хотел поделиться с нами, читателями. Чтобы лучше понять взгляды Горького, необходимо ознакомиться с его произведениями и, конечно, с биографией писателя.

Максим Горький, по моему мнению, внёс неоценимый вклад в русскую литературу, обогатив ее такими замечательными произведениями, как «Старуха Изергиль», «Мать», «На дне». Никакой другой писатель не предоставил читателю возможность будто бы увидеть своими собственными глазами жизнь падших людей, людей, которые, наоборот, верят в лучшее и стремятся к этому, людей, способных на подвиги, пусть даже отчаянные.

Многие даже не знакомы с творчеством Горького по-настоящему. Я думаю, нельзя до конца понять писателя, прочитав лишь одно его произведение, потому что в каждом из них скрыт определенный смысл, идеи, и все они были дороги Максиму Горькому. Писатель делится с нами своими переживаниями, что еще раз говорит о широте души и стремлении к мирной и спокойной жизни, к всеобщему счастью.

Многие люди называли Горького «инженером человеческих душ», с чем трудно не согласиться, потому что этот писатель всегда был открыт людям, все его произведения наполнены искренностью и душевной теплотой. Создается такое впечатление, будто Максим Горький понимал всех своих героев,  даже сбившихся с истинного пути, всем давал шанс на исправление, зная, что каждый его заслуживает. 

Русская литература процветала и продолжает развиваться лишь благодаря полной самоотдаче писателей, их откровенности и любви к искусству. Такие люди радуют окружающих, ничего не прося взамен, а ведь это трудно. Весь мир признал творчество Горького, что лично для меня значит очень много, ведь я родилась и живу в той стране, где когда-то творил этот замечательный человек. Он оставил после себя воспоминание, которое будет сопровождать людей еще долгие годы, определенный след в истории, великолепные произведения и свое понимание русского человека, а главное – его принятие.


II Особенности творческого пути М. Горького


Максим Горький – это псевдоним Пешкова Алексея Михайловича, человека, чьи заслуги перед Россией можно перечислять долго и бесконечно, но не хочется упустить что-либо. Хотя это возможно, ведь Горький действительно многое сделал для нашей страны. Его произведения повествуют нам о жизни и мире, окружавшем писателя, о революционных настроениях и противоречиях, которые царили в начале ХХ века. Приятно, что люди могут узнать о прошлом нашей страны не только из учебника истории, но и с помощью произведений признанных классиков.

Горький – самый противоречивый писатель XX века. Его творческий путь, начавшийся странствием по Руси, знакомством с ночлежками и изучением их обитателей и закончившийся в особняке Рябушинского в Москве, вовсе не был легким и приятным. Это был путь человека, живущего в остром конфликте с собой, который выразился в противоречивости Горького, а также творчестве писателя, которое можно разделить на два этапа: романтизм и реализм.  Сам же автор успел примерить на себя сразу несколько ролей: художника и публициста. И если публицист призывал своих собратьев по перу писать о лагерях и о труде заключенных как о великих достижениях новой власти, то художник повествовал о судьбе личности в ХХ веке.

Максим Горький достаточно рано потерял родителей, что и определило дальнейшую судьбу известного в будущем литератора. Детство Горького прошло в доме деда, где он был вынужден привыкать к жестокости и деспотичности среды. Из-за того, что дед в старости разорился, Максим бросил учебу и устроился на работу. Кем он себя только не пробовал:  и «мальчиком» в магазине, и прислугой, и посудником на пароходе. Тяжелый труд  преподал хорошие знания жизни и внушил мечты о переустройстве мира. Думаю, именно постоянное нахождение среди самых разных людей сформировало творческие задумки писателя. Он видел людские проблемы, сам испытывал горести и лишения, занимался самообразованием и, естественно, задумывался о лучших временах.

 На начальном этапе своего литературного пути Горький предпочел с головой окунуться в романтизм, рассказать о судьбах русского народа, о нелегкой доле основной массы населения, но приближение и наступление революции не могло не найти отклика в душе и мыслях писателя. Изменился смысл творчества, появились новые вопросы, которые ставил перед собой автор, в конце концов, изменился и сам Горький. 

Для того чтобы лучше понять произведения Горького, а также то, что хотел донести до нас писатель, необходимо разобраться, что содержат в себе романтизм и противоположное ему течение – реализм. Эти направления очень отличаются друг от друга, кроме того, Горького можно назвать  сподвижником, одним из главных сторонников второго из них. Писатель за свою жизнь успел попробовать себя в каждом из направлений и добился в них определенных успехов, заслужив признание поколений.

Романтизм Критический реализм
Романтизм отличается от всех остальных течений тем, что личность в нем выводится на передний план, она становится исключительной, выступает один на один с миром. Романтик ищет идеал, который, к сожалению, найти невозможно. Герой на голову выше людей, которые вступают с ним в конфликт. Именно из-за этого конфликта романтик обречен на одиночество. Цель – полностью раскрыть образ персонажа. Жизнь предстает перед нами такой, какая она есть, со всеми противоречиями, трудностями. Нет места мечтам и фантазиям, личность не может обрести долгожданную и желаемую свободу. Но герой все-таки пытает бороться с проблемами, добиться чего-либо, чтобы выжить.

В горьковской романтике отразилась вера в жизнь, людей, справедливость а также способность человека осуществить свои мечты. В реалистических же рассказах писатель показал конкретных носителей социального зла и их жертвы, вскрыл пороки общественного строя, основанного на эксплуатации людей. Горький-реалист верил в необходимость революции, он знал, что без нее не обойтись, но также прекрасно понимал, что все в этом мире требует времени, поэтому людям стоит выждать. Писатель в прямом смысле этого слова критиковал установленные в России порядки и царящую разруху, именно так и увидел свет реализм.

Как вы думаете, кто лучше Максима Горького смог бы осветить эпоху бунтарства и революционных движений? Можно сказать с уверенностью – нет такого человека, ведь именно его творчество подвергалось правительственной критике и вместе с тем всегда было популярно среди простых людей. Постановки пьес на сцене Московского Художественного театра имели исключительный успех и сопровождались антиправительственными выступлениями публики. 

Горький остро воспринимал критику, а также то, что его сравнивали с врагами рабочего класса и обвиняли в измене делу пролетариата. Он всегда защищал свое право говорить народу правду, пусть она горька и страшна, видел необходимость указать людям на их пассивность и рабскую покорность. «В чьих руках бы ни была власть, за мною остается мое человеческое право отнестись к ней критически», - писал Горький. 

Культуру, считал он, необходимо привить народу, веками воспитанному в рабстве, дать пролетариату и широкой массе ясное понимание своей исторической миссии, своих прав и обязанностей, научить демократии. Из этого можно сделать вывод, что Горький больше всего на свете дорожил равноправием, справедливостью, чего искали многие люди той эпохи.

Для данного писателя важно было донести до читателей свое понимание сильной и слабой личности, ее места в обществе, поведения. В данной работе предлагается подробнее разобраться в этом вопросе, чтобы узнать, каким было         

общество во времена Максима Горького, как оно жило и развивалось, а также как писатель на все это смотрел. 

III Сила и слабость человека в раннем творчестве Горького

1. Данко и Ларра в произведении «Старуха Изергиль»

Произведение «Старуха Изергиль» занимает достаточно важное место в творчестве Максима Горького. Оно написано в  период раннего периоде творчества Максима Горького, относится к романтическим произведениям этого писателя. В нем повествуется о нескольких героях, каждый из которых обладал собственными чертами характера, особенностями и взглядами на жизнь, но мне бы хотелось остановиться на двух совершенно противоположных друг другу людях: Данко и Ларре.

Прочитав несколько ранних рассказов Горького, я поняла, что для него были очень важны образы яркие и сильные, они казались ему более привлекательными и интересными. Один лишь холодный и расчетливый ум без горячего сердца не дает человеку истинной силы, только лишь любовь к людям, своему делу, родной земле позволяет проявить твердость и несокрушимость во всех жизненных испытаниях, - так считал Максим Горький. И я с ним полностью согласна: будучи одиноким и отстраненным, ты не найдешь счастья и не сделаешь счастливым ни одного человека на Земле.

Герой первой из легенд Ларра переоценил себя, когда возвысил собственную личность на пьедестале. Он был горд, уверен в своем превосходстве, самодоволен и холоден ко всем, недаром его отец – орел – житель горных вершин. Ларра доверял только себе, считая, что в этом как раз и заключается его сила, но, можно предположить, это является самой настоящей слабостью. Он бы никогда не проявил благородство, не спас другому жизнь, вечная забота о себе еще ни разу не довела человека до добра. Ларра думал, что ему никто не нужен, можно смотреть на всех свысока безнаказанно, а чужая помощь ему никогда не понадобится. Это и погубило героя Горького.

Другой персонаж, совершенно противоположный Ларре, – это Данко. Он действительно доказал свою силу, когда настала в этом необходимость, пожертвовав собственной жизнью ради блага людей. Данко поднял боевой дух товарищей, когда они уже потеряли надежду вернуть то, что у них отняли. Он вырвал из собственной груди сердце, что стало истинным спасением для людей. И сердце это оказалось горячим, смелым и таким ярким, что осветило путь заблудившимся. 

Данко совершил благородный и смелый поступок. Он проявил силу духа, ведь ни секунды не задумывался о том, стоит ли ему приносить себя в жертву. Данко сознательно принял смерть, и она не была напрасной. Свобода для Данко – это свобода взять на себя ответственность за коллектив, свобода бескорыстного служения людям, способность преодолеть инстинкты самосохранения и подчинить жизнь сознательно определенной цели.

А что же сделал в своей жизни Ларра? Он лишь говорил о силе, твердил о том, что не обделен ею, но все это только слова, бессмысленные и лживые. Ларра остался один, сломался, его «сила» не выдержала испытания одиночеством, как и должно было случиться. Изгнание стало замечательным уроком, по-настоящему достойным такого человека.

Действительно, фигуры Данко и Лары важны для понимания горьковской позиции. Хотелось бы привести цитаты из текста, чтобы обосновать эту точку зрения:

Данко Ларра
Возраст «…молодой красавец» «…юноша красивый и сильный»
Глаза «В очах его светилось много силы и живого огня» «…только глаза его были холодны и горды», «в его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира»
Отношение к людям «Вы сказали: «Веди!» - и я повел!» (Данко готов был сделать все для блага людей). Ставил себя выше других, не считал людей достойными его внимания.
Гордость Гордость не переходит в самолюбие, которое навредило бы ему самому. Гордость является самой главной отрицательной чертой характера героя.

Для того чтобы полностью раскрыть образы тех или иных героев, многие писатели зачастую прибегают к описанию глаз. Без них портрет героев окажется менее полным и незаконченным. Глаза являются зеркалом души, отражением внутреннего мира персонажей, их стремлений и желаний. Даже если человек пытается что-либо скрыть, утаить от других, глаза зачастую способны выдать его, раскрыть правду, разоблачить. Посмотрите в глаза Данко и Ларры и вы увидите, что хотел сказать автор.
Образы Данко и Ларры – яркие тому примеры. Первый из героев был добрым, бескорыстным, способным на смелые поступки, самоотверженность, он нес людям свет, надежду, правду, воплощал в себе силу и мужество, именно поэтому глаза его всегда светились живым блеском, отражая душу, такую добрую, искреннюю, что просто невозможно было не довериться этому человеку. Данко сочетал в себе многие положительные качества, присущие далеко не каждому человеку, вот почему глаза его будто бы наполнены огнем и блеском.
Второй из героев, Ларра, бесспорно, холоден и скрытен, он - одиночка, полностью довольный своим положением. Гордость и безграничная самоуверенность, читающиеся в его глазах, передают каждую отрицательную черту характера Ларры. Они гипнотически воздействуют на любого, кто заглянет в них, не пробуждают никаких положительных эмоций и чувств, отталкивают людей, желающих приблизиться к герою, поэтому он одинок.

И Ларру, и Данко, безусловно, можно назвать сильными личностями, но проявлялась эта сила по-разному. Первый из названных героев был самым настоящим эгоистом, потому что жил лишь для себя, не считаясь с мнением других, поступал так, как лучше ему самому, но никак не окружающим людям. Ларра даже не задумывался, что обрекает себя на одиночество, неизбежное для тех, кто замыкается в собственном мире, отталкивает других людей и думает только о собственном счастье, удовлетворении своих амбиций. Этот герой никогда не нуждался в обществе, понимании, внимании со стороны какого-либо человека, что в определенный момент принесло свои плоды. И неудивительно, что  легенда о Ларе закончилась печально: он остался одиноким, обреченным вечность скитаться по миру, никогда не обретя покоя и жизненного равновесия.
Хочется ещё раз вернуться к образу Данко, сильному герою, абсолютной противоположности Ларры. В нем нет ни капли эгоизма, ни капли жестокости и высокомерия, столь свойственных Ларре. Данко – это альтруист, человек, думающий лишь о счастье и благе других людей, готовый отдать ради этого все, что имеет, даже собственную жизнь, ни на миг не забывающий об окружающих. В доказательство этой точки зрения можно вспомнить, как данный герой повел себя в сложно ситуации, когда все люди оказались в смятении, растерянности, на распутье, остались без крыши над головой. Тогда лишь Данко пришел всем на помощь, неся окружающим свет и надежду, он взялся помочь, выручить, что, в конце концов, стоило ему жизни. Но герой даже перед смертью не задумывался о возможной кончине, что свидетельствует о его самых добрых и чистых помыслах, храбром, отважном сердце, готовом без промедления броситься на защиту любого человека. 
Образы Данко и Ларры, безусловно, значимы для Горького, который в своем произведении выражает собственное отношение к каждому из персонажей. Чтобы читатели лучше могли понять точку зрения автора, он использует интересный композиционный прием: герои «Старухи Изергиль» появляются не все сразу, более того, они идут в определенной последовательности от самого отрицательного образа до самого положительного. А так как Ларру мы узнаем первым, а Данко, соответственно, последним, можно сделать вывод, что Горький отдавал предпочтение второму из названных героев, ведь он не мог понять жизненные позиции эгоиста Ларры, обрекшего себя на муки и страдания. 
Писатель считал, что лучше быть добрым, отзывчивым и смелым человеком, пусть и прожить недолго, чем злым и самовлюбленным, но обрести при этом бессмертие. Какой смысл в вечной жизни, если ты не способен провести ее с пользой для других людей, если ты остаешься в стороне, всегда избегая трудностей и общества? Именно этот вопрос задаёшь после прочтения произведения «Старуха Изергиль», и можно на него ответить с уверенностью: трудно не согласиться с Горьким, пусть уж лучше жизнь будет короткой, но полезной, чем длинной, но вечно одинокой.
Писатель хотел расставить акценты, противопоставить друг другу самые разные образы, поэтому мы понимаем – Данко – образ, сочетающий в себе самое большое число хороших качеств.                                                                   
Тот факт, что старуха Изергиль сравнивает себя с Данко, стараясь при этом убедить всех в своих бесспорных сходствах с ним, еще не говорит о том, что с Ларрой у нее нет ничего общего. Она вобрала в себя самые разные качества, получила что-то и от Данко, и от Ларры, поэтому ее история композиционно располагается в середине повествования.
Можно сделать вывод, что образ персонажей имеет для Горького важное значение. В раннем творчестве писателю необходимо было выделить, укрупнить героя, привлечь к нему внимание читателей. Персонажи разительно отличались друг от друга, отстаивали совершенно противоположные жизненные ценности и позиции, совершали определенные поступки и жили с этим. 
Данко и Ларра – это собирательные образы. В мире много людей, самых разных: сильных, как Данко, слабых, как Ларра, и каждый имеет право выбрать свой жизненный путь, только нужно помнить, что изменить себя очень трудно. Если ты долгое время проявлял расчетливость и высокомерие, от этого будет сложно избавиться в будущем. 
Именно это хотел сказать читателю Горький: он видел силу в стремлении к свободе, свету. Лишь горячее сердце и сильная воля, вера в победу и человека помогут пройти этот путь, пройти его сквозь все тернии и преграды. И память о тех, кто на этом пути пожертвовал собой ради других, как искры сердца Данко, будут освещать дорогу идущим следом.
А теперь мне хотелось бы сказать о драме Максима Горького «На дне», написанной в 1902 году, в самом начале ХХ века.

2. Герои драмы «На дне»: Лука и Сатин
Драма «На дне» написана в  период раннего творчества Максима Горького, но традиционно относится к реалистическому произведению. Стоит начать с того, что в пьесе присутствует великое множество самых разных героев, но существует и то, что их объединяет. Все они – так называемые «бывшие» люди. Когда-то каждый из них имел определенный социальный статус, но теперь, в ночлежке, подобные различия между ними стерлись. Сейчас они – просто люди.
В своей пьесе Горький ищет ответы на сложные и противоречивые вопросы: что делает человека человеком, каковы пути к обретению человеческого достоинства, в чем заключаются сила и слабость нашего духа. Благодаря произведению «На дне», каждый из читателей сможет если и не ответить на поставленные автором вопросы, то ходя бы приблизиться к их разрешению.
В драме персонажи часто спорят и конфликтуют друг с другом, но явными противниками разногласий являются, пожалуй, лишь два образа: Лука и Сатин. У каждого из них свое понимание истинной силы и слабости людей, оба они открыто выражают собственное мнение и не собираются его менять. При этом трудно остаться равнодушным к подобному столкновению, нельзя придерживаться нейтральной позиции, оставаясь в стороне.
Первый персонаж, Лука, – странник, появляющийся в ночлежке неожиданно для ее обитателей. Стоит начать с того, что само имя «Лука» взято из Библии, несет в себя святость, чистоту, искренность, и герой Горького полностью оправдывает его. Лука отрицал неизбежность вечного прозябания в ночлежке, активно убеждал людей верить в лучшее, не терять надежды и не опускать руки. Именно ему большинство героев драмы и читатели более склонны верить, потому что всем хочется помечтать, всем необходимо обрести веру, только так жить станет хоть чуточку легче. Лука жалел каждого, кто нуждался в этом, давал советы, проникся жизнью ночлежки и проблемами ее людей, чем вызвал почти единодушное одобрение и доверие окружающих.
 Другой же герой, Сатин, бывший интеллигент, предпочел реальность, пусть она очень сурова и неприглядна даже для него самого. Он «настораживал» людей, жаждущих света и радости, а не мук и страданий, побуждал открыть глаза на правду, прозреть, но каждый в глубине души не желал этого прозрения, потому что в таком случае обитателям ночлежки осталось бы только смириться с неизбежностью. И то, что окружающие отвернулись от Сатина, еще не означает, что он неправ в своих взглядах. Это подтверждают мнения многих современных людей, которые постоянно повторяют: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь». Тогда как же это объяснить: «любим» Луку, но при этом цитируем Сатина? Горького очень интересовал этот вопрос, который он оставляет открытым, не даёт на него ответа. Сейчас мы не можем точно сказать, на чью сторону склонялся автор, возможно, он оставался нейтрален, просто потому, что поднятый им вопрос является одним из тех «вечных», на которых попросту не существует однозначных ответов. Во всяком случае, далеко не каждый современный человек способен разрешить подобную задачу, не все могут сказать, когда ложь – это благо, а когда она – вред.
Возможно, ей и вовсе не должно быть места в нашей жизни, но вдруг без нее все–таки не обойтись? 
Давайте чуть подробнее приглядимся к образам Луки и Сатина, чтобы лучше понять взгляды каждого из названных героев, а также разобраться, почему они ведут себя так или иначе:

Лука Сатин
Отношение к людям Люди делятся на слабых и сильных, при этом они всегда должны быть едины, а не бродить по миру, будучи одинокими. Слабый человек имеет полное право на опору, которая не дала бы ему сломаться в трудной и непредсказуемой жизни, а сильный способен стать нужной опорой, верной и надежной. «… Ни одна блоха не плоха», - говорит Лука, полагая, что все люди равны. Настоящий человек никогда не будет ждать чуда и изменения жизни в лучшую сторону в бездействии. Вместо этого он станет бороться за счастье и благо и при этом не примет чужой помощи, даже бескорыстной. Считал себя сильным человеком и пытался доказать это. «Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!»
Поведение Утешает каждого, кто в этом нуждается, поэтому появление Луки становится для людей своеобразным «лучом света в темном царстве». «Для многих был… как мякиш для беззубых» (по словам Сатина). «… А разве можно человека эдак бросать?» Уверен, что утешения только усугубят и без того непростую ситуацию. Беспощаден в высказываниях. С удовольствием разбивает все надежды жаждущих спасения, всякий раз напоминая о неприглядности ночлежной жизни.
Отношение к правде и лжи Прибегал ко лжи, чтобы успокоить людей. Лука дарил надежду, уверял в том, что все для обитателей ночлежки кончится хорошо, сбудутся мечты, ведь их при большом желании можно осуществить. И люди верили ему, возможно, потому, что им больше не во что было верить, но в другой, более комфортной для человека, ситуации ни один не отнесся бы к высказываниям Луки серьезно – все слова показались бы лишь обыкновенной ложью. Никогда не лгал людям, ведь ложь для него – это самая крайняя мера, прибегать к которой он не собирался. Сатин знал – ложь будет спасать обитателей ночлежки лишь до тех пор, пока не наступит переломный момент в их жизни, когда все встанет на свои места, а люди не увидят истину, непростую и страшную. Сатина выводят из себя взгляды Луки, вселяющего в людей несбыточные мечты, поощряющего фантазии о счастье и справедливости. Уверен, что заблуждение не может длиться вечно, поэтому открывает людям глаза на истину. «Кто слаб душой… и кто живет чужими соками, тем ложь нужна… Одних она поддерживает, другие прикрываются ей… Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!»
Мнение о себе и мнение окружающих Считал, что люди нуждались в нем, его словах, восклицаниях: «Во что веришь, то и есть», - говорили окружающие, выбравшие самый легкий путь – позволить Луке проявить свои способности психоаналитика. Большинство людей его уважали, потому что Лука слушал окружающих и давал им советы. Верит в собственные убеждения, но никто не желает принимать его в свое окружение, потому что Сатин слишком прямолинеен, а люди стремятся к вере в искупление.

Что же касается остальных обитателей ночлежки, то они робко надеются на возможность обрести утраченное или желаемое, все еще верят, что жизнь вдруг чудесным образом преобразится. Именно эта пассивная мечтательность и надежда на «спасение» объединяет в одну группу Актера, Анну, Наташу и Настю, а также в некоторой степени Клеща и Пепла. Вера, какой бы иллюзорной она не казалась окружающим, - главное, что поддерживает их в жизни, своеобразная последняя зацепка и «правда» индивидуальной мечты каждого из них, правда надежды на справедливость.
В целом хочется сказать, что произведение «На дне» значительно отличается от «Старухи Изергиль», потому что взгляды Максима Горького со временем менялись: когда-то он был способен встать на сторону какого-либо из своих героев, но в определенный момент он сам оказался в тупике, выйти из которого очень сложно. Мы никогда не можем точно знать наперед, получится ли у нас избежать лжи, потому что она зачастую кажется нам очень
привлекательной и заманчивой, а будущее предугадать и вовсе невозможно. Поэтому каждый должен сделать свой собственный выбор, как сделали его герои горьковских произведений.

IV Заключение

Целью данной работы было сравнение произведений Горького: «Старуха Изергиль» и «На дне» -  и, думается, выполнение данной исследовательской работы помогло нам разобраться в особенностях творчества этого писателя. мы узнали, что Максим Горький менял свои взгляды со временем, что нашло некоторое отражение в его литературном творчестве. Уже на раннем этапе писательской деятельности у Горького сформировались определенные представления о мире людей, где у каждого свои достоинства, недостатки, пороки, поэтому временами можно узнать о мнении писателя, если обратить внимание на его отношение к героям. 
Персонажи дороги Максиму Горькому, потому что они помогают ему отразить дух своей эпохи, показать, как людские поступки влияют на их жизнь, как важно твое окружение и насколько тяжело одиночество. Герои проходят школу жизни, а читатели имеют прекрасную возможность следить за развитием событий и учиться чему-либо.
В своих ранних произведениях Горький, будучи романтиком, с готовностью и без колебаний выбирает сторону какого-либо героя, но, как и все люди, в определенный момент начинает задумываться о важном, вечном. Именно тогда писатель приближается к  реализму, который даёт ему возможность рассуждать на глобальные для человечества темы.
 Благодаря произведениям «Старуха Изергиль» и «На дне», мы сами начинаем искать ответы на важные вопросы, вопросы, на которые никогда раньше и не обратили бы внимание. И трудно не согласиться с тем, что они будут еще долго волновать человечество, ведь так и не найдены ответы, как нет и абсолютно одинаково мыслящих людей.
Писателю были интересны герои яркие, неординарные, имеющие свои собственные взгляды на жизнь. Горькому нравилось противопоставлять их в разных ситуациях и наблюдать за тем, как они будут себя вести, а также как поведут себя окружение. Герои произведений «На дне» и «Старуха Изергиль» достаточно зависимы от поведения и мнения главных персонажей, они подвержены воздействию и поступают так, как вынуждает определенная ситуация.
Очень интересно, что два таких разных произведения имеют и общие черты: люди, находящиеся между двух огней, постоянно мечутся не в силах выбрать чью-либо сторону, поэтому просто поступают так, как им проще: Изергиль («Старуха Изергиль») и обитатели ночлежки («На дне»). Именно по этой причине большинство героев драмы «На дне» и выбирает позицию Луки, относящегося ко всем лояльно и заботящегося об окружающих, а не Сатина, чья правда слишком горька.
Оба произведения поднимают общечеловеческие, философские вопросы, волнующие многих людей даже в наши дни. На некоторые из них Максим Горький отвечает сам, на другие же затрудняется найти ответ, дает возможность поразмыслить читателю.                                                     
Трудно сказать, когда человек решит для себя окончательно, стоит ли прибегать к помощи лжи или необходимо сказать правду, возможно, этого никогда и не случится и «вечный» вопрос останется открытым, каким является уже долгие годы. Но, благодаря произведениям Горького, люди будут задумываться о том, что важно и значимо, искать смысл жизни и пытаться найти собственные ориентиры.
Можно сказать, что значение горьковских творений для современного человека очень велико, в них он может найти то, что его волнует или же то, над чем стоило бы поразмышлять. Далеко не все писатели создавали такие произведения, где есть по-настоящему глубокий смысл, вечные вопросы, а к литературе Максима Горького хочется возвращаться снова и снова, чтобы найти в ней новые вопросы, попытаться дать на них свои ответы, поразмышлять над уроками жизни. 

Список литературы

1.«Энциклопедия литературных произведений», издательство «Вагриус», Москва 1998 г.;
2.«Большой учебный справочник», издательство «Дрофа», Москва 1998 г.;
3.«Русские писатели ХХ века. Биографический словарь», издательство «Большая российская энциклопедия», Москва 2000 г.;
4.«100 великих имен в литературе», филологическое общество «Слово», Москва 1996 г.;
5.«Большая литературная энциклопедия для школьников и студентов», филологическое общество «Слово», издательство «Олна-пресс», Москва 2003 г.;
6.«Энциклопедия для детей Аванта +, том 9 (русская литература, часть II, ХХ век)», издательство «Аванта +», Москва 1999 г.

Категория: Работы учащихся | Добавил: Ирма
Просмотров: 6183 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz