Суббота, 28.06.2025, 08:19
Научное общество учащихся МАОУ гимназии №56 города Томска "Миллениум"

         Победитель II межрегионального конкурса методических разработок педагогов "Территория одаренности"
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Работы учащихся [15]
Цикл работ "История моей семьи" [8]
Цикл работ "Моя малая Родина" [5]
Цикл работ "Письмо" [8]
Цикл работ "Фантазии о лете" [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Работы учащихся

«Основные средства выразительности в рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки» (звук, цвет, запах)
20.04.2013, 19:05
«Основные средства выразительности в рассказе И.А. Бунина  «Антоновские яблоки» (звук, цвет, запах)
(Глухова Илона, 11 класс, МАОУ гимназия №56 г.Томска
преподаватель: Штауб Ирина Юрьевна)

«Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит,
Любовь и радость бытия… "
(И.А. Бунин)

В современном мире нет, пожалуй, человека, который бы не был, так или иначе, причастен к искусству. Книги, кино, телевидение, театр, живопись и музыка – все это прочно вошло в нашу жизнь. Но самой влиятельной и  высоко ценимой по-прежнему считается художественная литература.  Это огромный мир, наполненный образами и символами. Каждый из них имеет своё особое место, своё собственное значение, не одно, без них читатель не смог бы понять ни того, что хочет сказать автор, ни разглядеть сюжета, ни уловить композицию. Поколениями поэты и писатели дарили нам свои шедевры, чтобы их потомки увидели великолепие  мира.  Каждый символ закреплён в сознании человечества. Благодаря мировой символике, мы понимаем, что хотел сказать нам автор. Символов в литературе огромное количество. Самые популярные из них: свеча – символ человеческой души и вечности; крест – восхождение духа, стремление к Богу; береза – ассоциируется с девушкой (в поэзии), символ здоровья; яблоко. 
Дать точное значение последнему  – безумно сложно. В Китае яблоко является символом мира и согласия. Христианство толкует его, с одной стороны (в руках Адама и Евы), как плод греха райского сада, с другой (в руках Христа или Девы Марии), - указывает на нового Адама и спасение. В Древней Греции яблоко означало любовь, желание и предлагалось как плод, его можно обнаружить в атрибутике некоторых богинь. Это же и предмет раздора, спора (Мифы Древней Греции). Оно же - плод, дарующий бессмертие (Мифы древних народов) и несущий смерть (русские народные сказки, сказки А.С. Пушкина). В сказках и мифах яблоко -  символ дородности и защиты («Гуси — Лебеди» - яблоня прячет героев от Бабы — Яги). Круглая форма яблока символизирует единство, бесконечность, мир, космос.
В русском языке существует немало устойчивых оборотов со словом «яблоко»:
яблоку негде упасть;
яблоко раздора;
яблочко наливное;
щёчки как яблочки;
яблоко от яблони недалеко падает;
по яблоку в день – и врач не нужен.

   Яблоко может «рассказать» немало человеку о том, что его ждёт, если увидеть его во сне.  
   Русские поэты и писатели использовали этот образ в своих произведениях: Н.А. Некрасов, И.С. Шмелёв. А сколько известных песен с этим образом! «Яблоки на снегу», «Яблони в цвету», «Эх, яблочко…». 
  Но, пожалуй, никто не смог так проникновенно использовать образ яблока в своём произведении, как это удалось И.А. Бунину, мастеру-символисту и выдающемуся писателю начала 20 века, человеку с непростой судьбой.
   Его рассказ «Антоновские яблоки» (1900), по выражению А. Твардовского, является «исключительным». Уникальность его заключается в том, что с помощью различных образов и символов автор очень живо и красочно изображает картины дворянской эпохи (ее процветания и упадка). Доминирующим является образ антоновских яблок и их значение для повествователя.
Вряд ли можно назвать другого русского писателя, который бы с таким самозабвением, так порывисто выражал свою любовь к искусству и жизни. В своих произведениях он рисовал не просто образы, а изображал что-то большее. Этот писатель вкладывал свою душу и жизненную философию в каждую строчку, сочиненную им. 
Он принадлежал к знатному роду, среди его предков такие люди, как А. Бунина и В.А. Жуковский. Несмотря на это, никто не мог предположить, что мальчик, родившийся дворянином, станет великим писателем.
В детстве Иван Алексеевич целыми днями пропадал по ближайшим деревням, пас скот вместе с крестьянскими детьми, ездил в ночное, с некоторыми из них дружил. Он был прост. Все люди для него были равными, но он никогда не забывал о своем происхождении.
Возможно, именно поэтому так меланхолична и горда его лирика, когда речь заходит об описании дворянских гнезд. К теме разорения и упадка помещичьей жизни обращались многие писатели того времени, но Бунин смог передать в своем произведении намного больше, чем просто картину тех дней.
Цель моей работы – раскрыть мастерство И.А. Бунина, рассмотрев детали (цвет, запах, вкус) произведения «Антоновские яблоки». 
«Антоновские яблоки» - это рассказ об увядании целой культуры — дворянской эпохи. Иван Алексеевич создает образ русской усадьбы, не упуская ни одной детали. Весь рассказ построен исключительно на воспоминаниях лирического героя, возможно, самого автора. Именно поэтому повествование ведется в первых главах от лица маленького мальчика, а затем лирическим героем становится взрослый мужчина. Мы это можем понять из описания природы и всего того, что окружает рассказчика в тот момент. Читая произведение, мы прослеживаем целую жизнь автора (с детства до зрелости). Значит, произведение можно условно разделить на две части. В первой рассказывается о процветании дворянства, вторая часть противопоставляется первой. Автор специально использует антитезу, чтобы мы могли сравнить жизнь данного сословия до упадка и после него.
Антоновские яблоки — своеобразный символ в рассказе Бунина. Именно его повествователь проводит через все произведение. Не случаен и выбор автором времени года, в котором происходит действие – от начала осени – до зимы. Осень - это  самое красочная пора, но в то же время чем-то омраченная: время увядания, упадка, начало умирания. Зима – и есть сама смерть. Давайте же обратимся к строкам самого произведения. 

    В первой части все спокойно и безмятежно. Эпоха дворянства еще в самом расцвете, нет ни единого намека на то, что скоро произойдет ее упадок. Лирический герой радуется всему, что окружает его в этот момент.
«Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, помню...»
Автор вспоминает свое детство. Повторное использование слова «помню» в начале предложения (анафора), говорит нам о том, что лирический герой до сих пор хранит в памяти каждую деталь того времени, когда он был еще ребенком.
Метафоры в первой главе (пряный аромат, сочный треск) передают нам эмоциональное состояние героя. Он спокоен и расслаблен. Первая часть наполнена ароматами, благоуханием. Запахи здесь автор передает через эпитеты, которые несут на себе оттенок чувств восторженности и нежности. (Тонкий — очень нежный, еле уловимый; душистый — пахучий, благовонный; новый - незнакомый, недавно созданный; необыкновенный - превосходный, не сравнимый с другими). Все запахи настолько разные! Пахнет еловым дымом от греющегося самовара, краской, только испеченным ржаным хлебом, свежескошенной травой. А когда все они смешиваются, получается единый неповторимый аромат, который чувствует читатель. Здесь находят место быть также и запах меда, осенней свежести, запах дегтя и сочный запах антоновских яблок, который символизирует детство лирического героя. Для повествователя они (запахи) настолько знакомы и любимы, что он уделяет им немало места в произведении. Остановимся на метафоре «сочный запах». Сочный – слово многозначное. По словарю С. Ожегова, можно определить, что оно означает: 1. Обильный соком Сочное яблоко. Сочная трава. Сочные корма (с повышенным содержанием влаги). 2. перен. Яркий, свежий. Сочные краски. Сочная зелень лугов. Сочные губы. 3. перен. Звучный и мелодичный. С. голос. 4. перен. О речи: меткий, выразительный (разг.). Сочное выражение. С. юмор. (С. Ожегов). Более привычное для нас – 1 – «обильный соком». Но И.А. Бунин использует в качестве эпитета слово «сочный» в переносном значении: «яркий», «свежий». Можно сказать, что запах антоновских яблок, который присутствует  в первой части, необычен: маленький лирический герой помнит его (хотя сам запах яблок никогда не пахнет ярковыраженным, яблоко имеет очень тонкий аромат) очень отчётливо. Этот запах ассоциируется с детством. Изменится ли он? Рассмотрим во второй части работы.
Кроме запаха автор останавливает свое внимание на цветах. Все они яркие и сочные, много оттенков красного и золотого. (Коралловые рябины, красные уборы, широким золотом и т.д.) В словаре символов красный и золотой являются цветами вечной молодости, эмоций, любви, праздничности и радости. Зная их значение, мы понимаем общее настроение людей в данный момент. Белый цвет также присутствует в рассказе (белые рубашки, белые головы), он - символ чистоты, истины, светлых чувств и новой жизни. Белый указывает нам на некоторую безмятежность и безграничную свободу, счастливое и беззаботное детство лирического героя. 
Стоит особое внимание обратить на небо. В первой части (детстве) небо ясное, без облачков, почти лазурное. Лазурный цвет - символ мира, чистоты, надежды и беззаботности. Издавна этот оттенок синего цвета ассоциировался с божественными силами. Становится понятно, почему И.А. Бунин выбрал именно этот цвет. Он хотел показать, что природа и вещи, окружавшие маленького повествователя, сравнимы с божеством. Небо в его представлении было настолько же чистым и солнечным, как его жизнь в то время.
Надо отметить, что "божественное великолепие мира" - главный мотив творчества И.А. Бунина. Этот мотив прослеживается и в данных строках. Лирического героя поражает и вдохновляет все происходящее вокруг него.
В 1 части отсутствуют тёмные, мрачные тона. Золотой, красный, белый, лазурный – всё наполнено радостью, счастьем, ощущением праздника, любовью, верой в лучшее. 
Но читатель не только осязает, но и слышит картину, описываемую Буниным. 
 Весь мир живет и радуется новому дню. Квохчут дрозды, стучат ссыпаемые из кадушки яблоки, скрипит телега. Слышен детский смех. Среди всеобщего шума проявляется шумный такт колес поезда, приближающегося к станции, оглушительный  треск горящего костра. Каждое утро кричат петухи, напоминая о том, что пришел новый день. Нужно отметить, что автор использует в данных строках слово «квохчут». Только домашняя птица может квохтать (издавать короткие, повторяющиеся звуки). Чаще всего их издает самка, которая заботиться о своих детях. Чувствуется в этих строках намек на семейственность и уют. 
А сам образ дома предстаёт перед читателем во всём своём великолепии.
Людный, светлый, прочный – такими эпитетами наделяет лирический герой то место, в котором он живёт.  А значит и жизнь дворянства пока ничем не омрачена.
Дворянская усадьба немыслима без сада. В рассказе «Антоновские яблоки» он изображается автором с особой выразительностью. При его описании Бунин использует всевозможные эпитеты (гигантские — очень большие, багровое - насыщенный красный цвет, голубоватый - светлый и легкий); метафоры (вишневые сучья, душистый дым). Вишневый цвет - очень насыщенный, глубокий, ассоциирующийся с атласной тканью (переливающейся и приятной на ощупь), а «сучья» (отрасли дерева, по Далю) рассказывают нам о том, что сад этот старый, по тропинкам которого бегало не одно поколение детей. Слово «дым» связано у нас с чем-то серым, едким, с резким и неприятным запахом: он застилает глаза, мешает дышать, обычно ассоциируется со словом «едкий». Но Бунин опять даёт нам для размышлений необычную метафору: «душистый дым». «Душистый» - приятно пахнущий, очень ароматный. Всё принимает и любит в своём детстве лирический герой. Даже «дым детства» запоминается ему как нечто приятное.
Именно эти словосочетания помогают нам представить ту великолепную картину, которую наблюдает повествователь. Сад предстает перед читателем необыкновенно красочным и волшебным, некой сказкой, в которой так часто бывает наш герой.
Все краски, выбранные автором для описания сада, очень теплые, солнечные. Многообразие цветов говорит нам о той радостной и светлой жизни, которая была у повествователя в детстве.    «Были все высокие, большие и белые...»
Благодаря тому, что слова и их значение закрепляются в нашем сознании, мы не только обоняем, слышим, но и видим счастливую и веселую жизнь дворянской усадьбы, деревни, погружаясь вместе с автором в атмосферу, о которой рассказывает наш герой. В этот и заключается мастерство автора.
Но от главы к главе меркнут краски, цвета становятся темнее (лиловый, грязно-желтый, синий).
Звуки «слышны» все реже, запахи еще присутствуют, но они теперь не радуют, а раздражают. Главный персонаж растет, а эпоха дворянства постепенно приходит в упадок.
«Листва почти облетела, и сучья сквозят на темном небе...» Прошлой яркой осени уже нет. На смену ей близиться новая осень — серая и холодная. Дух упадка и разорения дворянства вытесняет радость из людей, живших в то время.
В «Антоновских яблоках» автор показывает два мира: детства (счастья и радости), зрелости (мир грусти, одиночества и обыденности). Надо упомянуть, что у Ивана Алексеевича была достаточно сложная и нелегкая судьба. Возможно, в последних главах через очередную метафору (осень – не только время года, но и пора жизни) он предал свои ощущения взрослого человека:  сложных испытаний и непростых решений.
Третья глава - переломный момент в рассказе. Эпоха дворянства еще не ушла, но постепенно угасает. 
«Нет троек, нет гончих и борзых собак, нет дворни и нет самого обладателя всего этого...» Снова автор использует анафору, которая помогает почувствовать горечь и переживания лирического героя, которая перекликается с первой главой. Нет больше всего того, что любил и ценил он, что напоминало ему о детстве.
Через описание природы повествователь говорит нам об угасающем духе помещиков и дворян.  С помощью большого количества глаголов (рвал, хлестал, обрушивался и т.д.) автор передает неумолимый бег времени: они поставлены в самой высшей степени, передают резкие, внезапные стихийные действия, с которыми человек не в силах совладать. Здесь звучит некая фатальность. Автор понимает, что целая эпоха уходит и никто и ничто не смогут этому помешать.
Теперь звуки стали жесткими, резкими, нескончаемыми, раздражающими, пронзительными и нестройными (гам (беспорядочный гул голосов, крики.), 'тявканье (отрывистый лай), рык (дикий, грозный рев, рычанье): все значения – по С. Ожегову). Исчезает гармония звука. Они становятся хаотичными, звериными, раздражают лирического героя и нас вместе с ним. «Домашних» звуков больше нет. Теперь слышны лишь звуки пустоты, тоски и одиночества.
Сейчас они нужны автору, чтобы более образно описать все то, что он видит вокруг себя, что чувствует в данный момент. На смену радости, веселью, счастью постепенно приходит «священная тишина». («священная» -неприкасаемая, божественная;  «тишина» - абсолютное молчание, покой, немота). Так молчаливо бывает только на кладбище: никто не осмеливается нарушить тишину ни одним звуком. Из звуков остается только вой метели и собак. Зная лексическое значение слова «вой» (долгий и заунывный звук), мы понимаем, что лирическому герою одиноко сейчас, он чувствует себя несчастным и разбитым.
 Снова мы видим намек повествователя на то, что данная эпоха умирает и автору больно от этого, но он очень трепетно (священная) относится к своим воспоминаниям.
Оттенок некой бесконечности и монотонности Бунин предает через гиперболу, используя такие выражения, как с утра до ночи, по целым дням.
Преобладающий цвет теперь черный - цвет траура и горя. Все почернело вокруг: сад, листва, дом и небо. Вся гамма темных оттенков                 (серый символизирует усталость и разочарование в жизни; коричневый – не нашел применения в символике, но ассоциируется у людей с цветом земли; синий – цвет Руси, народности, но Бунин использует к нему ещё один эпитет «темный») еще раз указывает нам на увядание и упадок дворянства.
Небо, такое чистое и лазурное в 1 части, теперь затянуто тучами, сквозь которые не пробивается солнечный свет, само оно «жидко - голубое». Хотелось бы подробнее остановиться на данном оттенке - эпитете. В словаре «жидкий» означает тягучий, водянистый, расплывчатый. Голубой цвет, как всем известно, светлый и неброский оттенок синего. Мы видим полную противоположность небу из первой части. Если там оно было чистое, насыщенного цвета, божественного оттенка, то теперь  оно не ярко выражено, почти не  заметно на общем фоне описываемой картины (антитеза). Светлый мир детства ушел вместе с солнцем, а на смену ему пришло серое и скучное настоящее. Мир божественного размывается. Что происходит? Уходит в прошлое целая эпоха.
Дома помещиков стали ветхими и почерневшими от времени, некоторые совсем развалились. Сад стал голым и пустынным.
Через описание сада и дома повествователь передает свое внутреннее состояние. Эпитеты несут на себе оттенок упадка, дряхлости. Они помогают передать общую картину нищенства в деревне (старинный, затхлый, злосчастный, тоскливый, холостятская и т.д.)
Очевидно, автору горько теперь.
Все, что олицетворяет собой дворянскую жизнь, стало черным и увядшим. 
«Все почернело вокруг...» Снова автор прибегает к использованию черного цвета, и снова ощущение траура, приближением смерти веет из строк рассказа. Если в первой части все краски были яркие, сочные и светлые, то здесь они темные, блеклые,   черные (антитеза).
Нет больше дворянских гнезд. Деревня, где жил лирический герой, стала безлюдной и тихой, как никогда. Нет уже в ней того веселья, квохтанья птиц цветущего сада. «Хорошенькие девушки и женщины жили когда-то в дворянских усадьбах...». Глаголы употребляются Буниным в прошедшем времени – ещё один намёк на уходящее.
Начало последней главы говорит нам о том, что герои до сих пор помнит, ценит и любит эпоху, в которой когда-то жил. «Но хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!» Восклицательный знак в конце предложения показывает нам, что сказанные слова имеют большое значение и глубокий смысл для самого повествователя.
 Автору не только горько, но и одиноко теперь. 
«С одной собакой, с ружьем...» - мы понимаем, насколько герою тоскливо. «Целый день скитаясь...» - говорит лирический герой. Обращаясь к лексическому значению слова «скитаясь» - бродить, странствовать, переходить с места на место, без коренного жительства, оседлости; шляться, шататься, бродяжить (В. Даль) - мы понимаем, что у повествователя нет больше того места, который бы он назвал своим домом. Лирический герой тоскует по тому миру, в котором ему было легко и вольготно, где он всегда мог укрыться от повседневной рутины. Места, где он провел свое детство, фактически не стало. В этом нам помогают убедиться такие слова, как «голодный», «озябший», «истощенный». Через данные эпитеты автор раскрывает перед нами образ дворянства в конце его эпохи (упадка и разорения): оно тоже истощено, разорено и умирает. Лирический герой чувствует себя разбитым и подавленным. 
     Все средства выразительности помогают понять, насколько автору одиноко, что он душевно опустошён и устал.
        На смену осени пришла зима.  Как известно,  это время года олицетворяет собой безлюдность, вечный  холод и сон. Время упадка (осень) сменилось временем смерти (зима). 
В конце своего повествования автор снова возвращается к утерянному прошлому (своему детству), тем самым указывая читателю на различие двух миров. Лирическому герою совершенно не нравится жить в настоящем. Именно поэтому в рассказе часто встречаются такие сравнения: как в детстве, словно вчера, как раньше. Они придают тексту еще большую эмоциональность и выразительность.
Внимание стоит обратить и на многочисленные восклицания в конце предложений. Казалось бы, эпоха дворянства канула в Лету, лирический герой опечален...
Лирический герой чувствует теперь не тонкие ароматы природы, а зловонные запахи затхлости и серости. («В запертых сенях пахнет псиной...»,                 «запах плесени и грибной сырости ...»).
«Запах антоновских яблок исчез...» Эти слова являются самыми важными во всем произведении. Лирический герой связывал их с тем, что было дорого для него. Исчез запах яблок – ушла в прошлое дворянская эпоха, время беззаботного детства героя, целая жизнь тысяч таких же людей, как автор «Антоновских яблок».   Бунин говорит о том, что дворянство существовало и, несмотря ни на что, будет существовать в сердцах, в книгах по истории и литературе, песнях.  

«Антоновские яблоки» — рассказ о том, что утрачено навсегда. С разных аспектов и разных сторон автор показал нам упадок дворянской эпохи. Благодаря мастерству Бунина-художника, его деталям мы погружаемся в атмосферу тех дней и вспоминаем вместе с автором его детство, в которое он может вернуться только в своих мечтах, переживаем вместе с ним потерю целой эпохи, разорение «дворянских гнёзд». (Об этом же писал такой мастер художественного слова, как И.С. Тургенев). Среди этих деталей такие выразительные, как:

запах - исчезновение аромата антоновки является признаком исчезновения,  упадка целой культуры; 
цвет – от ярких, жизнеутверждающих, божественных  оттенков до цветов траура и смерти;
звуки – гармония в 1 части сменяется дисгармонией во 2;
описание природы — от цветущего, красочного времени конца августа до холодов в начале декабря; 
сад – цветущий в начале произведения и «одичавший» в конце, голый и пустынный;
дом – людный, прочный, светлый в 1 части ветхий, почерневший, развалившийся – во второй;
усадьба – полная жизни в начале и безлюдная и тихая в конце;
смена времён года – от начала увядания (осень) до состояния вечного покоя (зима);
смерть помещиков – последних представителей дворянской эпохи;
взросление героя - от мальчика до мужчины.

Благодаря мастерству Бунина-рассказчика, его эпитетам, метафорам, смене цвета, изменению запахов, звуков (всем деталям) мы проживаем с автором целую жизнь: расцвет и закат дворянской эпохи.   Это было славное время как для лирического героя, так и для окружающих. 
Ушел из жизни повествователя целый мир - дворянский мир. Мир удивительный, мир, пропитанный прекрасным ароматом антоновских яблок, запахами сада, звуками жизни, мир, в котором было так «холодно, росисто и... хорошо жить».
Гибель поместного уклада, обреченность, сожаление об исчезновении целых сословий и вместе с тем восхищение всем миром - именно это Иван Алексеевич с потрясающей точностью смог показать в своём произведении «Антоновские яблоки». Он сумел совместить внутренний человеческий мир с описанием природы.
Его сочинения нередко отмечали как самые многогранные и емкие в русской литературе того времени.
Современники автора не раз говорили про особый философский смысл в его произведениях. Позже его будут называть «птенцом, вылетевшим из дворянского гнезда, который пропел реквием усадебной жизни». Он действительно был таким, каким его видели окружающие.

Используемая литература:
1) Рассказ «Антоновские яблоки» - Краснодар:        Кн. изд-во, 1979г. – 256с. (И.А. Бунин);                               2)«Энциклопедия для детей. Литература»         Москва, «Аванта +», 2001г.  (М.Д. Аксенова) 3)«Методические рекомендации для учителя»    Москва - Дрофа - 2002г. (Т.Ф. Кудрюмова);
4)Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия;
5)Всемирная сеть «Интернет»;
6)«Толковый словарь русского языка. Современная версия»                      Москва, Эксмо, 2004г.-736с. (В.И. Даль);
7)Словарь символов  -  Москва – ФАИР-ПРЕСС,1999г. – 448с.
(Джек Тресиддер, перевод с английского С. Палько).
Категория: Работы учащихся | Добавил: Ирма
Просмотров: 31011 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz