Читая стихотворения С. А. Есенина, я заметила, что почти в каждом из них встречается какой-либо оттенок цвета, причем используется в разных значениях.
Целью данной работы является исследовать «разноцветье» поэзии С. А. Есенина на примере различных стихотворений.
Большой художник, Есенин зажег публику свежестью и яркостью своего творчества. Первых своих читателей поэт пленил тем, что повел по забытой ими прекрасной земле, заставляя ощутить шелк трав, запомнить шепот и тишину природы, всем существом впитать ее запахи.
Есенин залил голубизной рязанские пейзажи, наполнив и поля, и чащобы то нежной, то почти черной синью, по которой мы отчетливо узнаем его руку. Стремясь придать пейзажу звучность, поэт насыщал его белым, малиновым и кумачовым цветами, но пользовался ими редко. Сбереженные рябиновые и алые краски делали стихотворные образы четкими, ощутимыми.
Очень характерно для палитры Есенина его пристрастие к белому и желто-золотому цвету. В этой гамме выдержаны все его автопортреты. И это не случайно. В образе, затушеванном словом его языческой фамилии, образе, который расшифровывался как осень, Есенин ощущал свое предназначение в мире. Поэтому судьба виделась поэту в «золототканом цветении». В белом цвете видел Есенин рожок месяца над крышей, долину, освященную солнцем, и даже зелень деревьев.
Часто пейзаж у поэта был решен в два цвета: светлая масса близкой реки и синяя полоска дальней рощи, алые, словно зажженные светом огня одежды Руси и шаль с зеленой каймой, красношерстная верблюдица и желтый горб зари.
Красный, желтый, зеленый и, конечно, синий цвета составили основной колорит пейзажной лирики Есенина. Врожденная точность художественного зрения поэта служила ему эстетическим камертоном. Но его звук не позволял поэту не заменить удивительного белого цвета освещенной заходящим солнцем печи, напряженного плата небес, гаснущего вечера, густо черного - белого крыла глухарки.
Среди этого буйного многоцветия яснее и легче становилась словесная походка Есенина.
В стихах Есенина природа живет богатой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии. Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает романтическую одухотворенность, свежесть образам Есенина.
Золотая и голубая Русь навечно останется звенеть и сиять в есенинской поэзии. И, читая стихотворения поэта, мы видим, что три основных цвета – желтый, синий, красный – воплощают не только эстетический образ России, но и богатый мир душевных состояний поэта и его лирического героя, его облика, его судьбы. Классическое трехцветие: красный, синий, желтый – восходит и к европейской готике, и к русской иконописи (краски иконописцев, растертые на яичном желтке, отличались яркостью и прочностью. Основными цветами были красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, красно-коричневый).
В готическом искусстве живописи преобладали цвета, дающие изумительный эффект сиянием красного, синего, лилового и желтого. Средневековые художники любили чистые, звучные краски. Средневековый философ Фома Аквинский называл «яркость и ясность» в числе главных признаков красоты: «...Поэтому – добавлял он, - мы называем красивыми те предметы, которые окрашены ярким цветом».
С помощью слов, соответствующим краскам, поэт сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, передать самые интимные движения души. Побеждает жизнь, цветение жизни, а многоцветье в стихотворениях Есенина – это гимн вечной жизни и вечному воскресению Родины.
Структура работы:
1) я рассматриваю цвет в обще - философском смысле
2) цвет в стихотворениях Есенина
3) анализирую наиболее интересные стихотворения.
С древних времен СИНИЙ цвет символизировал спокойствие, размеренность, идеализм, стабильность. Это цвет бесконечности, вечности, истины, веры, преданности, чистоты, гармонии, целомудрия, духовной и интеллектуальной жизни. Обозначает идеализм, интуицию, стабильность. Эти ассоциации возникли в древних культурах и выражают общую мысль, что синий – цвет наиболее спокойный и в наименьшей степени «материальный» из всех цветов. Синий цвет связан с милосердием в иудаизме и мудростью в буддизме. Согласно народной традиции, в Европе он означает верность, в Китае - образованность и счастливый брак. Синий цвет является неотъемлемым атрибутом многих небесных богов, таких, как: Амон в Древнем Египте, шумерская Великая Мать, греческие Зевс и Гера. Деву Марию и Христа зачастую изображают в синих одеяниях. Есенин считал, что в самом имени «Россия» «спрятано синее что-то». Он говорил: «Россия! Какое хорошее слово... И роса, и сила, и синее что-то». Поэт считал синий цвет не бытовым, а символическим, означающим божественность. Синева, разлитая в поэзии Сергея Есенина, напоминает древнерусскую фресковую живопись. Недаром о знаменитом Дионисии его современники говорили, что он " аки дымом пишет”. Эта синяя дымка полюбилась Есенину, стала его ведущей красочной тональностью. Анализ распространённости красочно-цветовых эпитетов и определений, выраженных прилагательными, показал, что самым распространённым эпитетом у Есенина оказался «синий».
Синий цвет – исконно русский. ГОЛУБОЙ означает покровительство девы Марии, заступницы Руси и возвышенности, непорочности, чистоты.
Голубой - цвет, возвышающий над страстями. Он уменьшает тревожность. В языке геральдики он обозначает честность, добрую славу и верность. «Голубая кровь» говорит о благородном происхождении. Этот цвет очень светлый, легкий, радостный – именно поэтому Есенин и выбирает его для описания своей Родины, того места, которое хранит его детство – самое светлое и радостное в жизни.
Эпитеты «синий» и «голубой», как правило, используются при изображении пространства. Обозначение дальности, бесконечности, потенциально свойственная этому цвету, опирается на традиционно-фольклорные эпитеты.
Есенин залил голубизной свои рязанские пейзажи, словно бы сознательно стремясь к тому, что бы по этой светящейся, то истиной, перламутровой, то глубокой, до черноты сини, издали, даже не всмотревшись в детали, в особенности рисунка, узнавали его руку.
Следует заметить, что в стихах 1910-1913 г. этот эпитет очень редок. Он начинает широко применяться в поэзии со второй половины 10-х годов и затем прочно держится до конца творческой деятельности Сергея Есенина.
......................................................................................................................................................................
БУРЫЙ - По C. И. Ожегову : серовато-коричневый или серовато-рыжий.
По В.И.Далю : цвет кофейный, коричневый, ореховый, смурый; искрасна-черноватый.
Вечер морозный, как волк, темно-бур... («Ус»)
Ещё не ночь, но уже и не день. Переходное состояние природы. Природа показана через природу. Приводится еще одно образное сравнение с цветом шерсти.
Когда говорят о буром, в первую очередь вспоминаются животные. Например, бурый медведь, бурая лисица, у которой по темно-бурой, голубоватой шерсти белесоватая ость (верхний ярус волосяного покрова млекопитающих) в крапинах, бурка – конь бурой масти с красноватым или коричневым отливом, бурнастый - о лисьем, соболином мехе, рыже-буром, без черноты и огневой красноты. Возможно, именно эта ассоциация возникла первой в мыслях поэта.
В заключении, убедившись в том, насколько разнообразны цвета и образны эпитеты, характеризующие их, можно сделать следующий вывод:
творчество Сергея Есенина можно разделить на несколько периодов, в зависимости от того, какие оттенки цвета встречаются в его стихотворениях.
Первый период (1910—1914)
Наряду с синим цветом, главенствующую роль в творчестве Есенина играет красный. На этом этапе красный цвет несет мажорную трактовку: позитивного, привлекающего и радующего. Оптимистически-радостные красные и румяные тона — неотъемлемая часть пейзажных зарисовок и портретной изобразительности поэта, например:
Заря молитвенником красным
Пророчит благостную весть.
Второй период (1915—1916)
Употребление цвета здесь значительно ниже, чем в первом периоде. Преобладающим в это время является белый цвет, символизирующий чистоту, непорочность, новый день, например:
И в одежде празднично белой
Ждать, когда постучится гость.
Третий период (1917—1923)
В этот период объем стихотворений увеличивается, но использование цветов снижается. Главенствующим становится синий и голубой — они подчеркивают грусть поэта по родным местам. Но одновременно с этим возрастает и употребление желтого, усиливающего атмосферу нездоровья, расстройства и надрыва, болезненности, печали и подавленности, например:
Стелется синею рясой
С поля ночной холодок...
Четвертый период (1924—1925)
Вновь наблюдается всплеск в использовании цветовых тонов. Лидирующее положение у синего цвета, но его употребление претерпевает эволюцию, и он уже редко выступает как цвет ясного неба и чистой воды, например:
Ревут валы,
Поет гроза!
Из синей мглы
Горят глаза.
Проделанный мною анализ распространённости красочно-цветовых эпитетов и определений, выраженных прилагательными, показал, что самым распространённым эпитетом у Есенина оказался «синий».
Ни у какого другого поэта в произведениях я не увидела такого разнообразия цвета, цветовых оттенков, как у С. Есенина. Стремясь показать красоту родного края, он использует всевозможные цвета, для того чтобы отразить всю прелесть природы.
Недавно я прочитала стихотворение немалоизвестного поэта Владимира Бурича:
Возможно
мир изначально
был черно-белый,
и глухонемая природа
при помощи цвета
передавала нам какие-то знаки.
А мы
смешали азбуку красок,
окрасив землю,
небо,
воды.
Тайна останется нераскрытой.
Поэзия С. А. Есенина – это тоже тайна, я лишь чуть прикоснулась к ней, но тайна так и остается нераскрытой.
Список литературы
1. Сергей Есенин. Собрание сочинений в трех томах. Москва. Издательство «Правда». 1977
2. С. И. Ожегов «Словарь русского языка». Москва 2006
3. Советский энциклопедический словарь. Москва 1988
4. В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»
5. Д. М. Ушаков «Толковый словарь русского языка»
6. М. М. Пришвин. Собрание сочинений в шести томах
7. В. Ходасевич «О С. Есенине»
8. Д. В. Веневитинов. Стихотворения. Проза.
9. С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Москва «Художественная литература» 1986
10. Ю. Прокушев «Сергей Есенин». Москва 1989
11. С. А. Есенин. Лирика. «Мир книги» 2006
12. С. А. Есенин. Стихи и поэмы. Избранное
13. И. С. Эвентов «Сергей Есенин» книга для учащихся. Москва 1987
14. А. А. Есенина «Родное и близкое». Москва 1979
15. Н. Н. Никитин «О Есенине»
16. Л. И. Повицкий «Сергей Есенин в жизни и творчестве»
17. С. В. Лебедев «Русь Белая, Русь Свободная». Новый Петербург 1998
18. Школьная программа. Анализ текста, основное содержание, сочинения. С. Есенин. Стихотворения и поэмы
19. Р. А. Агеева «Страны и народы: происхождение названий». Москва. Наука 1998
20. Русская литература XX века. Дрофа 2007
21. В. А. Чалмаев, С. А. Зинин. Литература XX века. «Русское слово» 2007
22. Л. А. Белова «Русская литература». Москва «Просвещение» 1980
23. В. В. Быкова, Г. П. Шалаева «100 великих имен в литературе» Москва 1998
24. И. И. Шнейдер «Встречи с Есениным».