Вторник, 29.07.2025, 00:09
Научное общество учащихся МАОУ гимназии №56 города Томска "Миллениум"

         Победитель II межрегионального конкурса методических разработок педагогов "Территория одаренности"
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Работы учащихся [15]
Цикл работ "История моей семьи" [8]
Цикл работ "Моя малая Родина" [5]
Цикл работ "Письмо" [8]
Цикл работ "Фантазии о лете" [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Работы учащихся

Секреты Красоты и Гармонии (Симметрия. Асимметрия) (+ .doc-файл)
[ Скачать с сервера (1.40 Mb) ] 20.04.2013, 19:45
Секреты Красоты и Гармонии (Симметрия. Асимметрия) 
(Штауб Евгений, 11 класс, МАОУ гимназия №56 г.Томска
преподаватель: Штауб Ирина Юрьевна)

Введение

Очень часто приходится слышать такие слова, как «Гармония», «Красота». Часто эти понятия сосуществуют как взаимозаменяемые, как синонимы. Удовольствие, радость мы испытываем от того, когда видим гармоничную картину: картину природы, нарисованную художником – не важно. Это приятно глазу, правильно, просто. Но ведь цветку всё равно, как он выглядит: красив он или нет. Тогда кто придумал «красоту»?  Скорее всего, Человек. Красота – человеческое понятие. Красоты без человека не существует.
Всё что в природе – красиво. Природа создаёт все без участия человека. Для неё главное – целесообразно ли то, что она создала. Я заканчиваю гимназию № 56 г. Томска. Собираюсь поступать в технический ВУЗ. Однажды на уроке учитель литературы сказал, что в основе названия бессмертного произведения Л.Н. Толстого «Война и мир» лежит принцип Золотого сечения. Мы это доказали на уроке. Пришлось задуматься: неужели в основе всего Прекрасного, что существует в этом мире, лежит простая математика? Тогда в чём же принцип вечного спора «лириков» и «физиков»? И нужен ли этот спор вообще? Математика – царица наук. И всё. Тогда почему замираешь на минуту при виде картин Леонардо Да Винчи, Рафаэля, Репина? Задумываешься и начинаешь размышлять после того, как прочитал «Демона» Лермонтова? Или лирическое стихотворение Фета? Эпитет, метафора, образ – эти понятия тоже можно «измерить» математикой? Всё можно рассмотреть отдельно или всё взаимосвязано в нашем мире? 

Целью данной работы является рассмотреть и сравнить с разных точек зрения (математики, литературы, мировой художественной культуры, музыки) понятия философского постулата о единстве мира (Симметрия. Асимметрия.)

Задачи:
Рассмотреть такие понятия, как 
1. «симметрия»  и 
2. «асимметрия» на примерах орнамента, живописи, в архитектуре, музыке, литературе, языке.
3. Попытаться разобраться: заложены ли  принципы Золотого сечения и чисел Фибоначчи  в мировой культуре.
4. Сознательно ли или бессознательно Великие Художники используют эти принципы при создании своих творений.


Итак, в чём же заключен секрет Гармонии?

СИММЕТРИЯ

Давайте начнём с понятия «Красоты». Для начала обратимся к словарям.
КРАСОТА 
1.  Все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. 2. Красивые, прекрасные места (в природе, в художественных произведениях). (Ожегов)
 2. Красивое, прекрасное (как общее понятие; книжн.).  Красивые места; то, что производит художественное впечатление. (Ушаков)
КРАСИВЫЙ 
1. Доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью, прекрасный. Ожегов 
2. 1. Нравящийся своим внешним видом, поражающий зрение правильностью очертаний, сочетанием тонов, соотношением линий. || Отличающийся гармоничностью, стройностью движений. 2. Производящий эстетическое впечатление.  3. Нравственно прекрасный. Красивый поступок. Красивый порыв. Ушаков
Итак, красота доставляет человеку наслаждение своим видом, очертаниями, гармоничностью, она производит впечатление, завораживает, влечёт нас к себе.
Немало в языке встречается устойчивых выражений, пословиц и поговорок со словами «красота», «красивый». 
Не дом хозяина красит, а хозяин дом.
Лес да вода поле красят.
Хворость не красит человека. 
Что к лицу, то и красит. 
Дочерьми красуются, сыновьями в почете живут.
Ложь человека не красит.
Красоваться (быть видным, заметным).
                                                                          (Даль)
Можно ли ответить на вопрос что такое красота полностью? Нет. Пока человечество не даёт на него ответ. Чтобы понять законы красоты, человек много работает. Машины пытаются написать стихи, нарисовать картины, сочинить музыку. Физика и математика пытается объяснить законы красоты формулами. Мы с вами можем пока сказать только следующее: красота – это победа над хаосом. Это упорядоченность. Всё должно стоять на своих местах. Всё должно быть как в природе: соразмерно, целесообразно. Симметрия – это сообразно, соразмерно, упорядоченно? Конечно. Давайте снова заглянем в словарь.

СИММЕТРИЯ 
1. Соразмерность, одинаковость в расположении частей чего-н. по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскости. Ожегов
2. греч, соразмер, соразмерность, равно (или разно)подобие, равномерие, равнообразие, соответствие, сходность; одинаковость, либо соразмерное подобие расположенья частей целого, двух половин; сообразие, сообразность; противоравенство, противоподобие. Даль
3. (греч. symmetria). Пропорциональность, соразмерность в расположении частей целого в пространстве, полное соответствие (по расположению, величине) одной половины целого другой половине. Ушаков
4. (от греч . symmetria - соразмерность), в широком смысле - инвариантность (неизменность) структуры, свойств, формы материального объекта относительно его преобразований (т. е. изменений ряда физических условий). Симметрия лежит в основе законов сохранения. БСЭ.

Если «красоту» всё-таки «придумал» человек, то симметрия – это изобретение человека или природы? Скорее всего, природы. Она лежит в её основах. Симметрия в природе – это проявление её закона. В природе многое симметрично, равномерно. От симметрии зависят свойства минералов. Симметрично тело человека, симметрична его жизнь. «Нижний мир» симметричен относительно «Верхнего мира». Симметричны архитектурные сооружения. Любая композиция всегда симметрична. 
Надо упомянуть ещё о периодичности или ритме как о законе гармонии. Принцип ритма, как принцип симметрии, пронизывает мир во всех направлениях. Мы вдыхаем и выдыхаем – и говорим о ритме дыхания. Ритм сердцебиения, набегающей волны, смены дня и ночи, цветение растений, сезонные миграции животных, ритмы поэзии и музыки, трели птиц, приливы и отливы, цикл луны – всё симметрично. Не правда ли, прекрасны бегущая волна, повторяющиеся соловьиные трели? Периодические колебания бесконечно разнообразны. Многие и них описываются тригонометрическими функциями. Над ними работали великие учёные Фибоначчи, Эйлер. Все-таки абсолютная симметрия – не сказка.

...............................................................................................................................................................................................................
(ПОЛНЫЙ ТЕКСТ РАБОТЫ В ПРИКРЕПЛЕННОМ ФАЙЛЕ)
...............................................................................................................................................................................................................

ВЫВОДЫ

Как вы думаете, Пушкин, Л. Толстой, великие архитекторы и живописцы сознательно подгоняли свои произведения под принцип золотого сечения и числа Фибоначчи? Нет. Такого просто быть не может.
Скорее всего, понятие «золотое сечение» заложено природой в человеке. Гению с именем Леонардо да Винчи та же природа позволила раскрыть свою загадку. 
Сознательно ли, как у Гомера или Данте, или подсознательно, как у Пушкина, но мы видим, что творчество Великих немыслимо без своего структурного остова. Интуиция, закономерность творческого восприятия, интуитивное чувство гармонии – это основа гениальности любого Художника. Золотое сечение, или золотая пропорция, числа Фибоначчи, которые можно обнаружить в гениальных произведениях Мастеров – убедительное подтверждение этого. 
Принято считать, что объекты, содержащие в себе «золотое сечение», воспринимаются людьми как наиболее гармоничные. Пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона якобы свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого сечения при их создании. Архитектор Ле Корбюзье «нашёл», что в рельефе из храма фараона Сети I в Абидосе и в рельефе, изображающем фараона Рамзеса, пропорции фигур соответствуют величинам золотого сечения. Зодчий Хесира, изображённый на рельефе деревянной доски из гробницы его имени, держит в руках измерительные инструменты, в которых зафиксированы пропорции золотого сечения. В фасаде древнегреческого храма Парфенона присутствуют золотые пропорции и асимметрия. При его раскопках обнаружены циркули, которыми пользовались архитекторы и скульпторы античного мира. В Помпейском циркуле (музей в Неаполе) также заложены пропорции золотого деления, и т. д. и т. п. Возможно, ко всем этим утверждениям следует относиться с осторожностью, поскольку во многих случаях это может оказаться результатом подгонки или совпадения.
И симметрия, и асимметрия могут присутствовать в поэзии, живописи, архитектуре; произведение искусства от этого «хуже» или «лучше» не становится, т.к. совокупность всего, что присутствует в нём (произведении) создаёт его прелесть. Симметрия – порядок, асимметрия – «беспорядок» - что выбрать: всё  зависит от мировосприятия человека, его эмоционального настроя в данный момент. Всё прекрасно во взаимосвязи, в гармонии». Эффект отражения в воде при строительстве зданий использовался  издавна. С того момента, как в усадьбах египетских вельмож главное место было отдано обширному водоему, удвоение архитектуры в водном зеркале вошло в число излюбленных приемов архитекторов. Египтянам подражали римские императоры. Спустя много веков эффект отражения в воде будут использовать немецкие, французские, русские архитекторы при строительстве императорских дворцов. По словам выдающегося математика Г. Вейля, «симметрия… является той идеей, посредством которой человек на протяжение веков пытался постичь порядок, красоту и совершенство». Симметрия интуитивно воспринимается как гармония, соразмерность частей и целого. В более широком смысле, симметрия – это совокупность преобразований, составляющих объект неизменным. Но неизменным – значит, застывшим, величественным, неживым!
Не только великими математиками были известные нам писатели, но и владели другими профессиями. По своей основной профессии Чарльз Джонсон (Л. Кэрролл) был даже не преподавателем в Оксфорде, а священником, иногда читавшим лекции по математике. Священником же был и Джонатан Свифт, автор «Путешествий Гулливера». Знаменитый фантаст Иван Ефремов – учёный-палеонтолог, профессор, возглавлял Монгольскую палеонтологическую экспедицию Академии наук СССР. Герберт Уэллс занимался физиологией, анатомией, биологией: слушал лекции и работал в лаборатории Гексли – одного из крупнейших учёных-физиков. Л.Н. Толстой в собственном имении Ясная Поляна открыл школу для крестьянских детей. Причём учебники для этой школы написал сам, несмотря на то, что дети изучали 12 предметов: чтение, письмо, грамматику, русскую историю, математику, рисование, основы естественных наук (т. е. первоначальные сведения по физике и химии), черчение, пение и другие. Гарриет Бичер – Стоу, автор «Хижины дяди Тома», была домохозяйкой. Лётчик, человек, до конца своей жизни не выпускавший штурвал самолёта из рук, Антуан де Сент – Экзюпери – автор нескольких произведений, в том числе и незабываемого «Маленького принца».
В книге "Математика и искусство” А. В. Волошинов пишет: «Искусство – самостоятельная область культуры, оно соткано из диалектически противоположных начал – материального и духовного, рассчитанного и угаданного. Оно доступно точному математическому анализу в первой части. Но во второй – к ней надо прислушаться душой. Именно такой взгляд на математику и искусство символизирует древнекитайский символ гармонии Ин – Ян. Но красота есть не только в искусстве. Красота – всюду». 
Всё прекрасно в нашем мире: симметрия и отклонения о её строгости. И всё  имеет место быть и существовать параллельно. Каждый выбирает сам, что ему приятнее. «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому» (Д. Пойта)

Список использованной литературы

1. Большая литературная энциклопедия / Красовский В.Е. и др.. – М.: Филологическое  общество «Слово»: Олма – Пресс, Образование, 2003. 
2. Волошинов А.В. Математика и искусство. М.: Просвещение, 2000.
3. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 7-8 кл.: учебник для общеобразовательных заведений. Изд. 2-е. – М.: ООО «Издательский Дом МАГИСТР - ПРЕСС», 2001.
4. Квятковский А.П., Школьный поэтический словарь. – М.: Дрофа, 1998.
5. Мещерякова М.И., Темиз Я.В.. литература в таблицах и схемах (теория и история). – М.: Мегатрон, 1998.
6. Музыкальная энциклопедия. Т. 4, изд-во «Советская энциклопедия», М., 1978
7. Тексты художественных произведений
8. История искусства. Энциклопедия Кирилла – Мефодия (CD)
9. Энциклопедический словарь юного литературоведа / сост. В.И. Новиков, Е.А. Шкловский. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Педагогика, 1998.
10. Я познаю мир: Тайны литературы: Дет. энцикл. / Автор-составитель С.Н. Зигуненко. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
11. Планета чудес и загадок (Ридерз Дайджест), 1997
12. Величайшие чудеса света. Энциклопедический справочник. М.: «Вече», 2007

Категория: Работы учащихся | Добавил: Ирма
Просмотров: 2092 | Загрузок: 84 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz