Символика произведения А.Н.Островского «Гроза» (Щербинина Анна, 11 класс, МАОУ гимназия №56 г.Томска преподаватель: Штауб Ирина Юрьевна)
Введение
В своей работе я бы хотела показать значение, которое играют символы, используемые авторами в произведениях, на примере пьесы Островского «Гроза».
Цель работы: исследовать произведение Островского «Гроза» на наличие символов.
Задачи: раскрыть значение символов 1) Ночь. 2) Ключ 3) Белый платок 4) Гитара, овраг 5) Калина 6) Вода. Волга 7) Гроза в произведении Островского «Гроза» и изучить роль, которую они играют в произведении.
Символ
Символ— это знак или изображение какой-нибудь вещи или животного для обозначения качества предмета; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений.
Понятие символа тесно соприкасается с такими категориями как художественный образ, аллегория и сравнение. Появившись в Древней Греции символ первоначально обозначал вещественный знак, имевший тайный смысл для группы лиц, объединенных вокруг какого-нибудь культа.
В своем произведении «Гроза» А. Н. Островский наделяет важным для героев смыслом явления природы, слова других персонажей, пейзаж. Но в пьесах Островского есть и своя особенность: сквозные образы — символы заданы в названиях произведений, и поэтому только поняв роль символа, заложенного в названии, мы можем понять весь пафос произведения.
История создания пьесы Островского «Гроза»
Пьеса была начата Александром Островским в июле, а закончена 9 октября 1859 года. Рукопись хранится в Российской государственной библиотеке.
С написанием пьесы «Гроза» связана и личная драма писателя. В рукописи пьесы, рядом со знаменитым монологом Катерины: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…», есть запись Островского: «Слышал от Л. П. про такой же сон…». Л. П. — это актриса Любовь Павловна Косицкая. У Александра Николаевича были глубокие личные отношения с актрисой Л.Косицкой, но оба имели семьи; однако и став вдовой в 1862 г., она продолжала отвергать его чувства; а вскоре у нее начались отношения с сыном богатого купца, который в итоге промотал все ее состояние. Островскому же она писала:
«…Я не хочу отнимать любви Вашей ни у кого» — драматург жил в гражданском браке с простолюдинкой Агафьей Ивановной. С Агафьей Ивановной Островский прожил около двадцати лет, до её смерти, а через два года после её кончины, в 1869 году, обвенчался с артисткой Марией Васильевной Бахметьевой.
Именно Любовь Павловна Косицкая послужила прототипом образа героини пьесы Катерины, она же стала первой исполнительницей роли.
В 1848 году Александр Островский отправился с семьёй в Кострому, в усадьбу Щелыково. Природная красота Волжского края поразила драматурга, и тогда он задумался о пьесе. Долгое время считалось, что сюжет драмы «Гроза» был взят Островским из жизни костромского купечества. Костромичи в начале XX века могли с точностью указать место самоубийства Катерины.
В своей пьесе Островский поднимает проблему перелома общественной жизни, произошедшего в 1850-е годы, проблему смены общественных устоев.
Ночь
Символика ночи весьма многообразна.
Для гуманистов Ренессанса ночь была разрушительным элементом, символизирующим физическую смерть, поэтому иногда она изображалась в виде черной крысы.
Согласно Гесиоду (древнегреческий поэт), Ночь - это Мать Богов. Она обычно символизируется женской фигурой в усыпанной звездами вуали, держащей на одной руке черного ребенка (смерть), а на другой руке -белого (сон). Ночь, Никта, в греческой мифологии всегда противопоставляется Гемере, дню. Никта родилась из Хаоса и родила бога смерти, бога сна, бога злословия.
Кроме того, символами ночи в мифологии являются нарождающаяся Луна, (которую Эсхил, считал оком темной ночи) мак, сова (голову которой у майя имел бог смерти Хунхау ) или черные крылья, время всепожирающие.
В христианстве ночь — время опасностей и искушений: «Бог даровал день живым, а ночь отдал мертвым»…
Но ночь — это и время духовной битвы, молитвы для мистиков и монахов. Именно ночью родился Христос, который принес «свет истины тем, кто скитается в ночи заблуждения».
Если во сне Вы гуляете темной ночью - это сулит Вам печаль, разочарование, потери.
Как правило, ночь сравнивают с тьмой, предшествующей возрождению и просветлению. Но это также хаос, разрушение, возвращение к утробному состоянию мира.
Обряды, посвященные культам земли, во многих культурах совершались в ночное время. В эпоху раннего христианства это происходило, в первую очередь, из-за необходимости соблюдать тайну собраний.
С таким символом, как ночь, в произведении Островского «Гроза» читатель сталкивается не один раз.
Ночь постепенно овладевает внутренним миром Катерины, она «поселяется» в душе девушки. Подобно тому, как тьма сменяет день, сама Катерина становится другой: теперь мысли её мрачны, сознание погружается в неизвестность.
Ночь и меняет Катерину, она начинает слышать таинственный шепот , снятся ей уже не горы, а « …точно кто-то обнимает так горячо-горячо, и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду…»
Будто бы с уходом солнца, темные мысли растворяются в сердце Катерины. Сначала она влюбляется в Бориса, после возникает идея побега.
«Варвара. Давно уж я заметила, что ты любишь другого человека.
Катерина (с испугом). По чем же ты заметила?
Варвара. Как ты смешно говоришь! Маленькая я, что ли! Вот тебе первая
примета: как ты увидишь его, вся в лице переменишься…
Катерина (потупившись). Ну, кого же?
Варвара. Бориса Григорьича.
Катерина. Ну да, его, Варенька, его! Только ты, Варенька, ради бога...
Катерина. Не жалеешь ты меня ничего! Говоришь: не думай, а сама
напоминаешь. Разве я хочу об нем думать? Да что делать, коли из головы
нейдет. Об чем ни задумаю, а он так и стоит перед глазами. И хочу себя
переломить, да не могу никак. Знаешь ли ты, меня нынче ночью опять овраг смущал. Ведь я было из дому ушла…»
И, снова, НОЧЬЮ ушла бы: именно ночью - во время того, когда человек может подумать, один, сам оценить свою жизнь, ночью приходит к Катерине символ искушения.
Ночь охватывает Катерину: девушка сама ждет наступления темного времени суток, чтобы увидеть Бориса: «А что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь... Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!..»
Скромная и неуверенная в начале произведения, теперь она уже способна сделать отчаянный, рискованный шаг…
Встречи Бориса и Катерины происходят именно ночью. Писатель не случайно выбирает именно это время суток: ночью изменяет девушка мужу, а, значит, данный символ выступает в роли «вестника безумия».
Ночью Катерина и убивает себя - хаос уносит душу девушки за собой. Но в этот раз, предстающая перед нами ночь, становится не просто символом смерти, утраты, она так же сулит и просветление: оказываются возможными перемены в «тёмном царстве».
Но вместе с символом ночи появляется ещё 1 знак (символ) - число 10, как известно, обозначающее всецелостность, завершенность….
«Катерина . Ах! Ад! Ад! Геенна огненная!
Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь? А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому... И все-то десять ночей я гуляла...»
10 ночей гуляла Катерина с Борисом, а, значит, уже ничего изменить нельзя: Катерина уже ушла из дому, предала мужа - она сделала свой выбор.
Число 10 также означает появление чего-то нового в жизни человека.
И действительно, в жизни Катерины появляется такое чувство, как любовь, привязанность к Борису, но вместе с любовью приходит и страх, чувство вины и отчаяния. Число 10 автор вводит для того чтобы показать, что у Катерины уже нет выбора, нет выхода, нет шанса вернуться назад, девушка уже совершила поступок, за который станет корить себя. Именно 10 ночей: осознанно, целенаправленно она встречалась с любимым, она знала на что идет, и знала чего ей будет это стоить, знала и все равно шла, не робкими, а твердыми, уверенными шагами. Именно с этой целью автор вводит данный символ.
Ключ
Среди тысячи бытовых предметов ключ занимает особое, привилегированное положение. При этом ценность представляет не сам кусочек фигурного металла, а его уникальная функция. Иными словами, роль ключа заключается в его исключительно важном назначении — открывать доступ куда-либо или к чему-либо. Поэтому ключ, способный устранить материальную или духовную преграду на нашем пути, символизирует власть, вход, доступ, решение, продвижение, свободу действий и выбора, тайное знание. Эту общепризнанную символику ключа могут дополнять местные значения отдельных культур. Так, например, в Японии ключи издавна считались эмблемой процветания.
В религии ключ часто рассматривался как символ перехода в иное состояние. Ключи держал в руках древнеримский Янус, двуликое божество дверей, ворот, входов и выходов. Этот божественный привратник заведовал у римлян переходом ото дня к ночи и от одного времени года к другому. Боги Древнего Египта несли на себе знак анка — особого вида креста с большим ушком, игравшего роль ключа и символизировавшего переход к загробной жизни. В христианстве ключи — символ могущества и власти, дающие силу отпускать грехи и отлучать от церкви.
Ключ - символ, обладает властью и возможностью все открывать и закрывать, связывать и освобождать.
В произведении «Гроза» значимую роль играет сцена между Катериной и Варварой, когда Варя дает главной героине произведения ключ от калитки в саду. И ключ становится еще одним символом в произведении Островского.
Варвара подает Катерине ключ, тем самым освобождая девушку, подвергая Катерину неизвестности, но, вместе с тем, даруя ей шанс на свободу:
«Варвара, в саду, за малиной, есть калитка, ее маменька запирает на замок, а ключ прячет. Я его унесла, а ей подложила другой, чтоб не заметила. На вот, может быть, понадобится. (Подает ключ.) Если увижу, так скажу, чтоб приходил к калитке.
Катерина (с испугом отталкивая ключ). На что! На что! Не надо, не надо!
Варвара. Тебе не надо, мне понадобится; возьми, не укусит он тебя.
Катерина. Да что ты затеяла-то, греховодница! Можно ли это! Подумала ль ты! Что ты! Что ты!»
Сомнения и страх перед последствиями смешиваются в сердце девушки, и, подобно поворотам ключа от калитки в замочной скважине, она постепенно, словно ощущая повороты ключа в душе, отпирая неведомую дверь, обретает решительность и уверенность в своих действиях:
«Катерина (одна, держа ключ в руках). Что она это делает-то? Что она только придумывает? Ах, сумасшедшая, право сумасшедшая! Вот погибель-то! Вот она! Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то жжет, точно уголь. (Подумав.) …(Молчание.) А горька неволя, ох, как горька! Кто от нее не плачет! А пуще всех мы, бабы. Вот хоть я теперь! Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать! Что дальше, то хуже. А теперь еще этот грех-то на меня. (Задумывается.) Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня... от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны, (Задумчиво смотрит на ключ.) Бросить его? Разумеется, надо бросить. И как он ко мне в руки попал? На соблазн, на пагубу мою. (Прислушивается.) Ах, кто-то идет. Так сердце и упало. (Прячет ключ в карман.) Нет!.. Никого! Что я так испугалась! И ключ спрятала... Ну, уж, знать, там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет! Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то, так все не беда! А как же я мужу-то!.. Да ведь он сам не захотел. Да, может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выйдет. Тогда и плачься на себя: был случай, да не умела пользоваться. Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь... Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!..»
Девушка получает «подарок судьбы», который несет на себе тяжкое испытание: ключ не случайно оказывается в ее руках - он помогает узнать Катерине саму себя, свою силу воли и правдивость её намерений. Ключ не обрекает ее на побег, а лишь дает шанс этот побег совершить, ключ не подталкивает Катерину к калитке в саду, а лишь дарит возможность к ней подойти. Он дарит ей знание, дает власть, но не над калиткой, не над Кабанихой, запершей выход из сада, а над самой собой, над своей совестью и судьбой. Ключ одновременно открывает замок, но закрывает путь назад, забирает возможность вернуться к прежней жизни. Ключ освобождает Катерину от «плена темного царства», но в то же время связывает ее, вовлекая в еще более темный и мрачный мир - мир измены. Не случайно двуликий Янус, держащий в руках ключ, являлся властителем перехода ото дня к ночи. Ключ становится нечто средним между ночью и днем - между светом и тьмой. Ключ дает Катерине возможность выбирать и решать самой, самой создать свою жизнь и прокладывать к этой жизни свой личный путь.
Белый платок
Белый цвет был многозначным символом во все времена и у всех народов. Главное и исходное его значение — свет. Белый тождествен солнечному свету, а свет — это божество, благо, жизнь.
Белый означает полный покой, безмятежность, тишину, целомудрие, сосредоточенность.
Белые одежды надевают во время праздников крещения, причастия, Рождества Христова, пасхи, Вознесения, освящения храмов. У некоторых народностей множество ритуалов сопровождаются окрашиванием белой краской, надеванием белой одежды, использованием белых животных и птиц.
Платок во многих странах считается важным элементом одежды женщины, вне зависимости от её возраста, свидетельствующий как о нравственности, так и, в определённом смысле, о ее семейном положении. Считается, что белый платок снится ко встрече с любимым человеком. Белый платок символизирует чистоту, свет, мудрость, высоту духа.
Символ платка в произведении Островского имеет двойственное начало.
Писатель вводит в произведение такой символ добра и нравственности, чтобы показать робкие несмелые шаги, совершая которые, Катерина обрекает себя на страдания. Вместе с тем, чтобы противопоставить мир чистоты и нравственности, от которого отрекается героиня произведения, миру тьмы и измены, в который девушка приходит добровольно.
«Катерина тихо сходит по тропинке, покрытая большим белым платком, потупив глаза в землю…»
Одновременно платок становится и частичкой света, символом чистоты в душе девушки.
В Катерине борются желание свободы, мечта остаться с любимым человеком и чувство долга, обязательство перед мужем. Платок заставляет героиню Островского бороться со своими чувствами и мыслями. Но с каждым шагом девушка все больше приближается к совершению греха, и платок будто бы плавно падает с ее плеч:
«Катерина (с испугом, но, не поднимая глаз). Не трогай, не трогай меня! Ах, ах!
Борис. Не сердитесь!
Катерина. Поди от меня! Поди прочь, окаянный человек! Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем.
Борис. Не гоните меня!
Катерина. Зачем ты пришел? Зачем ты пришел, погубитель мой? Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски!
Борис. Вы сами велели мне прийти...
Катерина. Да пойми ты меня, враг ты мой: ведь до гробовой доски!
Борис. Лучше б мне не видеть вас!
Катерина (с волнением). Ведь что я себе готовлю? Где мне место-то, знаешь ли?
Борис. Успокойтесь! (Берёт её за руку.) Сядьте!
Катерина. Зачем ты моей погибели хочешь?
Борис. Как же я могу хотеть вашей погибели, когда люблю вас больше всего на свете, больше самого себя!
Катерина. Нет, нет! Ты меня загубил!
Борис. Разве я злодей какой?
Катерина (качая головой). Загубил, загубил, загубил!
Борис. Сохрани меня бог! Пусть лучше я сам погибну!
Катерина. Ну, как же ты не загубил меня, коли я, бросивши дом, ночью иду к тебе.
Борис. Ваша воля была на то, Катерина.
Катерина. Нет у меня воли. Кабы была у меня своя воля, не пошла бы я к тебе. (Поднимает глаза и смотрит на Бориса.)
Небольшое молчание.
Твоя теперь воля надо мной, разве ты не видишь! (Кидается к нему на шею.)
Борис (обнимает Катерину). Жизнь моя!
Катерина. Знаешь что? Теперь мне умереть вдруг захотелось!
Борис. Зачем умирать, коли нам жить так хорошо?
Катерина. Нет, мне не жить! Уж я знаю, что не жить.
Борис. Не говори, пожалуйста, таких слов, не печаль меня...
Катерина. Да, тебе хорошо, ты вольный казак, а я!..
Борис. Никто и не узнает про нашу любовь. Неужели же я тебя не пожалею!
Катерина. Э! Что меня жалеть, никто не виноват, – сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! (Обнимает Бориса.) Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? Говорят, даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься…»
Отчаяние в голосе исчезает: Катерина уже совершенно уверена в своих действиях, она не боится ни осуждения, ни чувства вины. Постепенно, по мере приближения девушки к совершению греха, платок словно исчезает, он теряет свою силу, свою значимость, так как уже не может остановить Катерину. Катерина борется сама с собой, со своей совестью и чувством любви к Борису. Она осознает, что совершает большую ошибку, но не имеет сил бороться со своими чувствами. Белый цвет остается частичкой света в ее душе: девушка совершает ошибку по отношению к мужу, но самой себе она остается верна. От Бориса она уходит в платке, который становится символом новых чувств, новой жизни, бороться с которой она уже не может.
Гитара. Овраг
Во время встречи Бориса и Катерины появляются в произведении еще два символа: гитара и овраг.
Автор не случайно выбирает место встречи влюбленных: овраг-это крутая, глубокая ложбина, которая становится не просто ямой, а темной, бездонной пропастью для героев «Грозы». Они приближаются к ней и будто бы падают, окунаются в неё с головой и уже теряют шанс когда – либо вырваться из темного плена.
«Ночь. Овраг, покрытый кустами; наверху – забор сада Кабановых
и калитка; сверху – тропинка.»
Они оба делают свой выбор - сами подходят к краю их собственного обрыва, сами делают первый шаг и устремляются навстречу пленяющей их неизвестности.
Дважды появляется еще один символ – гитара - перед самой встречей Бориса и Катерины, и во время их расставания.
Гитара символизирует гармонию и единство. В самом деле, влюбленные соединяются, получают возможность увидеть друг друга и сказать все, что так давно мечтали произнести. После столь долгого ожидания они наконец-то вместе, рядом.
«Кудряш (входит с гитарой). Нет никого. Что ж это она там! Ну, посидим да подождем. (Садится на камень.) Да со скуки песенку споем. (Поет.)»
Гитара во время расставания показывает читателю, что Катерина и Борис уже не могут расстаться, забыть друг друга, что их связывает нечто большее, чем свидание в ночи. Тайна, которую уже нельзя открыть, встреча, забыть о которой невозможно, вот, что их объединяет, вот что не оставит их уже никогда…
«Катерина. Да, до завтра! Что во сне увидишь, скажи! (Подходит к калитке.) Борис. Непременно.
Кудряш (поет под гитару).
Гуляй, млада, до поры,
До вечерней до зари!
Ай лели, до поры,
До вечерней до зари.»
Калина
Город, в котором происходит действие, не случайно получает свое название Калинов.
Калина, как символ, имеет двойственное начало. С одной стороны, калина является обычным символом девства, красоты и любви. По обычаю, если где-то на дороге или в поле была одинокая могила, сельские девчата считали своим долгом обсадить ее калиной. Калиновые гаи издавна считались священными. Возле них запрещалось выпасать коров, рубить кусты. По поверью, если в калиновой люльке качать ребенка, то он вырастет певучим.
Калина у украинцев - дерево необыкновенно поэтическое. Ягоды ее служат украшением в каждой хате. Любимый всеми славянами красный цвет, который имеют спелые ягоды калины, изображает девичью красоту. Белизна ее цветов - символ девственности и невинности.
И, действительно город Калинов снаружи прекрасен. Он кажется теплым, уютным, приветливым:
«Кулигин сидит на скамье и смотрит за реку. Кудряш и Шапкин прогуливаются.
Кулигин (поет). «Среди долины ровныя, на гладкой высоте...» (Перестает петь.) Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу.
Кудряш. А что?
Кулигин. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется.
Кудряш. Нешто!
Кулигин. Восторг! А ты «нешто»! Пригляделись вы либо не понимаете, какая красота в природе разлита.»
Калина так же является символом утрат и горя.
Но радушным город является только внешне. На самом же деле здесь царит горечь, раздор, разочарование. Жить здесь очень тяжело. Люди с головой окунаются в свою однообразную, скучную жизнь. Город этот – мир жестоких нравов. Все здесь решают деньги :
«В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда нам, сударь, не выбраться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые ещё больше денег наживать.»
Жители здесь злые, завистливые:
«Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти…»
Единственное их развлечение- ссоры, споры, и чем дальше эта вражда длится, тем больший интерес у жителей возникает:
«Враждуют друг на друга... И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся, судятся здесь да в губернию поедут, а там уж их и ждут да от , радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат, а они еще и рады этому волоченью, того только им и надобно…» Жители не признают правды, единственный способ выжить в Калинове -ложь, молчание: «Я было хотел все это стихами изобразить... Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят. Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается…» Калинов - город запретов и осуждений, страха и несправедливости. Все действия, мысли, жизнь, чувства - все огорожено высоким, неприступным забором, для всего здесь свои нормы, законы, порядки.
Во всем этом описании проявляется еще одна сущность данного символа. Калина, вместе с тем, дерево и погребальное, памятное - символ крови.
Все в этом городе обман, все не то, чем кажется снаружи: горечь скрыта за маской счастья и радости, слезы и разочарование прячутся за улыбкой. Калина становится символом печали, разочарования, ведь именно это чувство несет город своим жителям.
Волга. Вода.
Волга-река, один из центральных символов произведения. Река - это прежде всего вода, а вода является одним из самых таинственных символов.
Вода в целом воплощает и начало, и конец мира.
Символ воды имеет несколько значений. С одной стороны, вода означает плодородие и жизнь. Вода, выступая в качестве первоосновы мира, символизирует полноту возможностей, смешение элементов, предшествующее всем формам и всему творению. Возможно, подобная фундаментальная роль воды в мироздании связывалась с приписываемой ей способностью трансформации, изменения (в силу ее «превращения» в пар, град, снег, лед). В качестве средства очищения и искупления вода известна в основном в засушливых регионах. Вода наделяется живительной способностью — небесные воды орошают землю, способствуя поддержанию жизни на ней. Во многих традициях вода считалась проводником воли богов, посредником в общении с небом, глашатаем судьбы. В этой связи в различных системах гадания прибегали к истолкованию образов, являющихся в воде. Провидец, глядя на водную поверхность, как считалось, мог видеть будущее, а также прошлое.
Также и Волга - отдельный мир, царство плодородия и жизни. Река становится некой границей между миром счастья и добра и миром города Калинова.«Чудеса…Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется.»
Но, вместе с тем, вода-символ погружения и гибели. В Библии вода отождествляется с первозданным хаосом (Быт. 1). Она предстает как орудие гнева Господня («Вот, поднимаются воды с севера и сделаются наводняющим потоком, и потопят землю», Иер. 47). Библейское выражение «находиться во глубине вод» означает «страдать» («и объяли меня воды до души моей»). Во сне погружение в воду означает возврат к предначальному состоянию, подразумевающий смерть и уничтожение.
Барыня и вовсе называет Волгу омутом – обманчиво спокойным местом, местом опасности, перехода в подводное царство ( река после и забирает Катерину у Тихона):
«Барыня. Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцов поджидаете, кавалеров? Вам весело? Весело? Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет. (Показывает на Волгу.) Вот, вот, в самый омут.
Варвара улыбается.
Что смеетесь! Не радуйтесь! (Стучит палкой.) Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой. (Уходя.) Вон, вон куда красота-то ведет! (Уходит.)»
Катерина погибает именно в Волге: «смерть и уничтожение»- таковым становится символ воды в «Грозе».
«Умереть бы теперь... Что поют? Все равно, что смерть придет, что сама... а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться... Руки крест-накрест складывают... в гробу? Да, так... я вспомнила. А поймают меня да воротят домой насильно... Ах, скорей, скорей! (Подходит к берегу. Громко.) Друг мой! Радость моя! Прощай! (Уходит.)»
Волга предстает мрачной и величественной, темной, загадочной рекой, рекой, которая принимает жертву Катерины - ее жизнь, и навсегда меняет Калинов.
Смерть, но вместе с тем новая жизнь. Гибель девушки, становится первым шагом, возможностью расцвета города. Река словно приносит новые идеи, новые цели и новые возможности, открывает новый мир перед жителями города: мир чувств, мыслей и собственных желаний.
Гроза
Гроза-символ одновременно Божьего гнева и обновления.
Впервые слово «гроза» употребляется в сцене прощания с Тихоном: «Недели две никакой грозы надо мной не будет». Ему хочется хотя бы ненадолго избавиться от чувства страха и зависимости, от мира тьмы, в который погружен весь город Калинов. Под грозой в произведении подразумевается страх и освобождение от него. Это страх возмездия за грехи. «Гроза-то нам в наказание посылается», -говорит Дикой. Власть этого страха распространяется на многих героев драмы и не проходит даже мимо Катерины. Она религиозна и считает грехом то, что полюбила Бориса. «Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами».Для Катерины гроза становится именно Божьей карой за совершенный грех. Девушка боится слов Барыни: « А кто отвечать будет? За всё тебе отвечать придётся. В омут лучше с красотой-то! Да скорей, скорей! Куда прячешься, глупая! От Бога-то не уйдешь!», так как понимает, что старуха права.
Правда, никому неизвестная правда, становится ее карой, ее грозой.
Раскаты грома, молния кажутся ей грядущим наказанием.
«Катерина прячется.
Барыня. Куда прячешься, глупая? От бога-то не уйдешь! Все в огне гореть будете в неугасимом! (Уходит.)
Катерина. Ах! Умираю!
Ах! Ад! Ад! Геенна огненная!
Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь? А, знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому...
И все-то десять ночей я гуляла... (Рыдает.)»
Катерина чувствует свою вину перед мужем, осознает свои ошибки, и совесть мучает ее, сама себя девушка доводит до покаяния.
Но для Тихона и всего Калинова гроза становится символом обновления. Жизнь города меняется с появлением Катерины, ее гроза-протест против Кабанихи и всего темного царства. Не появись эта девушка в мире мрака и печали, все бы осталось как прежде, город бы постепенно умирал. Она же подарила ему шанс на жизнь, обновление, очищение, она сама стала своего рода грозой, вспышкой света, новым началом для чего-то светлого и яркого.
Гроза становится символом перемен, символом надежды на наступление лучших времен.
Заключение
Смысл произведения заключается в том, что Катерина через смерть обрела свободу в неизвестном нам мире. Ее чувства и мысли не могли найти понимания со стороны окружающих, поэтому она решается на гибель: девушка остается верна самой себе - и это самое главное. Не случайно Добролюбов называет ее лучом света в темном царстве: Катерина становится именно лучом, потому что готова пойти даже на гибель ради свободы, другим не хватает сил, чтобы восстать против существующего порядка. Так Тихону никогда не хватит силы духа и силы характера ни бороться с матерью, ни покончить с жизнью, хотя он и совершает попытку противоречить Кабанихе, но, все же, попытка эта граничит с обреченностью, совершается в порыве отчаяния.
«В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Конец кажется отрадным: в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что нельзя уже идти дальше, нельзя далее жить с насильственными мертвящими порядками».
Н.А. Добролюбов
Подводя итог, можно сказать, что роль символики очень важна в пьесе.
Именно символы помогают читателю раскрыть истинные причины поступков героев, истинный смысл произведения. Символ - ключ, позволяющий проникнуть в область большую, чем он сам.
Наделяя явления, предметы, пейзаж, слова героев еще одним, более глубоким смыслом, Островский хотел показать, насколько серьезный конфликт существовал в то время не только между, но и внутри каждого из них.
Список литературы
1.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B0_(%D0%BF%D1%8C%D0%B5%D1%81%D0%B0)
2. http://www.znaki.chebnet.com/s10.php?id=719
3. http://sigils.ru/symbols/voda.html
4. http://www.rulit.net/books/simvoly-znaki-emblemy-enciklopediya-read-228708-136.html
|