Среда, 02.07.2025, 19:23
Научное общество учащихся МАОУ гимназии №56 города Томска "Миллениум"

         Победитель II межрегионального конкурса методических разработок педагогов "Территория одаренности"
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Работы учащихся [15]
Цикл работ "История моей семьи" [8]
Цикл работ "Моя малая Родина" [5]
Цикл работ "Письмо" [8]
Цикл работ "Фантазии о лете" [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Работы учащихся

Символика произведения А.Н.Островского «Гроза» (+ .ppt-файл)
[ Скачать с сервера (2.15 Mb) ] 16.04.2013, 22:33
Символика произведения А.Н.Островского «Гроза»
(Щербинина Анна, 11 класс, МАОУ гимназия №56 г.Томска
преподаватель: Штауб Ирина Юрьевна)


Введение

В своей работе я бы хотела показать значение, которое играют символы, используемые авторами в  произведениях, на примере пьесы Островского «Гроза».


Цель работы: исследовать произведение Островского «Гроза» на наличие символов.

Задачи: раскрыть значение символов
1)    Ночь.
2)    Ключ
3)    Белый платок
4)    Гитара, овраг
5)    Калина
6)    Вода. Волга
7)    Гроза
в произведении Островского «Гроза» и изучить роль, которую они играют в произведении.


Символ

Символ— это знак или изображение какой-нибудь вещи или животного для обозначения качества предмета; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений.

Понятие символа тесно соприкасается с такими категориями как художественный образ, аллегория и сравнение. Появившись в Древней Греции символ первоначально обозначал вещественный знак, имевший тайный смысл для группы лиц, объединенных вокруг какого-нибудь культа.

В своем произведении «Гроза» А. Н. Островский наделяет важным для героев смыслом явления природы, слова других персонажей, пейзаж. Но в пьесах Островского есть и своя особенность: сквозные образы — символы заданы в названиях произведений, и поэтому только поняв роль символа, заложенного в названии, мы можем понять весь пафос произведения.

История создания пьесы Островского «Гроза»


Пьеса была начата Александром Островским в июле, а закончена 9 октября 1859 года. Рукопись хранится в Российской государственной библиотеке.

С написанием пьесы «Гроза» связана и личная драма писателя. В рукописи пьесы, рядом со знаменитым монологом Катерины: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…», есть запись Островского: «Слышал от Л. П. про такой же сон…». Л. П. — это актриса Любовь Павловна Косицкая. У Александра Николаевича были глубокие личные отношения с актрисой Л.Косицкой, но оба имели семьи; однако и став вдовой в 1862 г., она продолжала отвергать его чувства; а вскоре у нее начались отношения с сыном богатого купца, который в итоге промотал все ее состояние. Островскому же она писала:

«…Я не хочу отнимать любви Вашей ни у кого» — драматург жил в гражданском браке с простолюдинкой Агафьей Ивановной. С Агафьей Ивановной Островский прожил около двадцати лет, до её смерти, а через два года после её кончины, в 1869 году, обвенчался с артисткой Марией Васильевной Бахметьевой.

Именно Любовь Павловна Косицкая послужила прототипом образа героини пьесы Катерины, она же стала первой исполнительницей роли.

В 1848 году Александр Островский отправился с семьёй в Кострому, в усадьбу Щелыково. Природная красота Волжского края поразила драматурга, и тогда он задумался о пьесе. Долгое время считалось, что сюжет драмы «Гроза» был взят Островским из жизни костромского купечества. Костромичи в начале XX века могли с точностью указать место самоубийства Катерины.

В своей пьесе Островский поднимает проблему перелома общественной жизни, произошедшего в 1850-е годы, проблему смены общественных устоев.

Ночь

Символика ночи весьма многообразна.

Для гуманистов Ренессанса ночь была разрушительным элементом, символизирующим физическую смерть, поэтому иногда она изображалась в виде черной крысы.

Согласно Гесиоду (древнегреческий поэт), Ночь - это Мать Богов. Она обычно символизируется женской фигурой в усыпанной звездами вуали, держащей на одной руке черного ребенка (смерть), а на другой руке -белого (сон). Ночь, Никта, в греческой мифологии всегда противопоставляется Гемере, дню. Никта родилась из Хаоса и родила бога смерти, бога сна, бога злословия.

Кроме того, символами ночи в мифологии являются нарождающаяся Луна, (которую Эсхил,  считал оком темной ночи)  мак, сова (голову которой у майя имел бог смерти Хунхау ) или черные крылья, время всепожирающие.

В христианстве ночь — время опасностей и искушений: «Бог даровал день живым, а ночь отдал мертвым»…

Но ночь  — это и время духовной битвы, молитвы для мистиков и монахов. Именно ночью родился Христос, который принес «свет истины тем, кто скитается в ночи заблуждения».

Если во сне Вы гуляете темной ночью - это сулит Вам печаль, разочарование, потери.

Как правило, ночь сравнивают с тьмой, предшествующей возрождению и просветлению. Но это также хаос, разрушение, возвращение к утробному состоянию мира.

Обряды, посвященные культам земли, во многих культурах совершались в ночное время. В эпоху раннего христианства это происходило, в первую очередь, из-за необходимости соблюдать тайну собраний.

С таким символом, как ночь, в произведении Островского «Гроза» читатель сталкивается не один раз.

Ночь постепенно овладевает внутренним миром Катерины, она «поселяется» в душе девушки. Подобно тому, как тьма сменяет день, сама Катерина становится другой: теперь мысли её мрачны, сознание погружается в неизвестность.

Ночь и меняет Катерину, она начинает слышать таинственный шепот , снятся ей уже не горы, а « …точно кто-то обнимает  так горячо-горячо, и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду…»

Будто бы с уходом солнца, темные мысли  растворяются в сердце Катерины. Сначала она влюбляется в Бориса, после возникает идея побега.

«Варвара. Давно уж я заметила, что ты любишь другого человека.

Катерина (с испугом). По чем же ты заметила?

Варвара. Как ты смешно говоришь! Маленькая я, что  ли! Вот  тебе первая

примета: как ты увидишь его, вся в лице переменишься…

Катерина (потупившись). Ну, кого же?

Варвара. Бориса Григорьича.

Катерина. Ну да, его, Варенька, его! Только ты, Варенька, ради бога...

Катерина.  Не  жалеешь  ты  меня ничего! Говоришь:  не  думай,  а  сама

напоминаешь. Разве  я хочу  об  нем думать? Да  что  делать, коли  из головы

нейдет. Об  чем ни задумаю, а он  так и стоит  перед  глазами.  И хочу  себя

переломить, да  не  могу никак. Знаешь ли  ты,  меня нынче ночью  опять овраг смущал. Ведь я было из дому ушла…»

И, снова, НОЧЬЮ ушла бы: именно ночью - во время того, когда человек может подумать, один, сам оценить свою жизнь, ночью приходит к Катерине символ искушения.

Ночь охватывает Катерину: девушка сама ждет наступления темного времени суток, чтобы увидеть Бориса: «А что я говорю-то, что  я  себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем  я  притворяюсь-то!..  Бросить ключ! Нет,  ни за что  на свете!  Он  мой  теперь... Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!..»

Скромная и неуверенная в начале произведения, теперь она уже способна сделать отчаянный, рискованный шаг…

Встречи Бориса и Катерины происходят именно ночью. Писатель не случайно выбирает именно это время суток: ночью изменяет девушка мужу, а, значит, данный символ выступает в роли «вестника безумия».

Ночью  Катерина и убивает себя - хаос уносит  душу девушки  за собой. Но в этот раз, предстающая перед нами ночь, становится  не просто символом смерти, утраты, она так же сулит и просветление: оказываются возможными перемены в «тёмном царстве».

Но вместе с символом ночи появляется ещё 1 знак (символ) - число 10,  как известно, обозначающее всецелостность, завершенность….

«Катерина . Ах! Ад! Ад! Геенна огненная!

Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами! Не я  ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без  тебя! Помнишь, помнишь? А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому... И все-то десять ночей я гуляла...»

10 ночей гуляла Катерина с Борисом, а, значит, уже ничего изменить нельзя: Катерина уже ушла из дому, предала мужа - она сделала свой выбор.

Число 10 также означает появление чего-то нового в жизни человека.

И действительно, в жизни Катерины появляется такое чувство, как любовь, привязанность к Борису, но вместе с любовью приходит и страх,  чувство вины и отчаяния. Число 10 автор вводит для того чтобы показать, что у Катерины уже нет выбора, нет выхода, нет шанса вернуться назад, девушка уже совершила поступок, за который станет корить себя. Именно 10 ночей: осознанно, целенаправленно она встречалась с любимым, она знала на что идет, и знала чего ей будет это стоить, знала и все равно шла, не робкими, а твердыми, уверенными шагами. Именно с этой целью автор вводит данный символ.

Ключ

Среди тысячи бытовых предметов ключ занимает особое, привилегированное положение. При этом ценность представляет не сам кусочек фигурного металла, а его уникальная функция. Иными словами,  роль ключа заключается в его исключительно важном назначении — открывать доступ куда-либо или к чему-либо. Поэтому ключ, способный устранить материальную или духовную преграду на нашем пути, символизирует власть, вход, доступ, решение, продвижение, свободу действий и выбора, тайное знание. Эту общепризнанную символику ключа могут дополнять местные значения отдельных культур. Так, например, в Японии ключи издавна считались эмблемой процветания.

В религии ключ часто рассматривался как символ перехода в иное состояние. Ключи держал в руках древнеримский Янус, двуликое божество дверей, ворот, входов и выходов. Этот божественный привратник заведовал у римлян переходом ото дня к ночи и от одного времени года к другому. Боги Древнего Египта несли на себе знак анка — особого вида креста с большим ушком, игравшего роль ключа и символизировавшего переход к загробной жизни. В христианстве ключи — символ могущества и власти, дающие силу отпускать грехи и отлучать от церкви.

Ключ - символ, обладает властью и возможностью все открывать и закрывать, связывать и освобождать.

В произведении «Гроза» значимую роль играет сцена между Катериной и Варварой, когда Варя дает главной героине произведения ключ от калитки в саду. И ключ становится еще одним символом в произведении Островского.

Варвара подает  Катерине ключ, тем самым освобождая девушку, подвергая Катерину неизвестности, но, вместе с тем, даруя ей шанс на свободу:

«Варвара, в саду, за малиной, есть калитка, ее маменька запирает на замок, а ключ прячет. Я его унесла, а ей подложила другой, чтоб не заметила. На вот, может быть, понадобится. (Подает ключ.) Если увижу, так скажу, чтоб приходил к калитке.

Катерина (с испугом отталкивая ключ). На что! На что! Не надо, не надо!

Варвара. Тебе не надо, мне понадобится; возьми, не укусит он тебя.

Катерина. Да что ты затеяла-то, греховодница! Можно ли это! Подумала ль ты! Что ты! Что ты!»

Сомнения и страх перед последствиями смешиваются в сердце девушки, и, подобно поворотам ключа от калитки в замочной скважине, она постепенно, словно ощущая повороты ключа в душе, отпирая неведомую дверь, обретает решительность и уверенность в своих действиях:

«Катерина (одна, держа ключ в руках). Что она это делает-то? Что она только придумывает? Ах, сумасшедшая, право сумасшедшая! Вот погибель-то! Вот она! Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то жжет, точно уголь. (Подумав.) …(Молчание.) А горька неволя, ох, как горька! Кто от нее не плачет! А пуще всех мы, бабы. Вот хоть я теперь! Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать! Что дальше, то хуже. А теперь еще этот грех-то на меня. (Задумывается.) Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня... от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны, (Задумчиво смотрит на ключ.) Бросить его? Разумеется, надо бросить. И как он ко мне в руки попал? На соблазн, на пагубу мою. (Прислушивается.) Ах, кто-то идет. Так сердце и упало. (Прячет ключ в карман.) Нет!.. Никого! Что я так испугалась! И ключ спрятала... Ну, уж, знать, там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет! Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то, так все не беда! А как же я мужу-то!.. Да ведь он сам не захотел. Да, может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выйдет. Тогда и плачься на себя: был случай, да не умела пользоваться. Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь... Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!..»

Девушка получает «подарок судьбы», который несет на себе тяжкое испытание: ключ не случайно оказывается в ее руках - он помогает  узнать  Катерине саму себя, свою силу воли и правдивость её намерений. Ключ не обрекает ее на побег, а лишь дает шанс этот побег совершить, ключ не подталкивает Катерину к калитке в саду, а лишь дарит возможность к ней подойти. Он дарит ей знание, дает власть, но не над калиткой,  не над Кабанихой, запершей выход из сада, а над самой собой, над своей совестью и судьбой. Ключ одновременно открывает замок, но закрывает путь назад, забирает возможность вернуться к прежней жизни. Ключ освобождает Катерину от «плена темного царства», но  в то же время связывает ее, вовлекая в еще более темный и мрачный мир - мир измены. Не случайно двуликий Янус, держащий в руках ключ, являлся  властителем перехода ото дня к ночи. Ключ становится нечто средним между ночью и днем - между светом и тьмой. Ключ дает Катерине возможность выбирать и решать самой, самой создать свою жизнь и прокладывать к этой жизни свой личный путь.

Белый платок

Белый цвет был многозначным символом во все времена и у всех народов. Главное и исходное его значение — свет. Белый тождествен солнечному свету, а свет — это божество, благо, жизнь.

Белый означает полный покой, безмятежность, тишину, целомудрие, сосредоточенность.

Белые одежды надевают во время праздников крещения, причастия, Рождества Христова, пасхи, Вознесения, освящения храмов. У некоторых народностей множество ритуалов сопровождаются окрашиванием белой краской, надеванием белой одежды, использованием белых животных и птиц.

Платок во многих странах считается важным элементом одежды женщины, вне зависимости от её возраста, свидетельствующий как о нравственности, так и, в определённом смысле, о ее семейном положении. Считается, что белый платок снится ко встрече с любимым человеком. Белый платок символизирует чистоту, свет, мудрость, высоту духа.

Символ платка в произведении Островского имеет двойственное начало.

Писатель вводит в произведение такой символ добра и нравственности,  чтобы показать робкие несмелые шаги, совершая которые, Катерина обрекает себя на страдания. Вместе с тем, чтобы противопоставить мир чистоты и нравственности, от которого отрекается героиня произведения, миру тьмы и измены, в который девушка приходит добровольно.

«Катерина тихо сходит по тропинке, покрытая большим белым платком, потупив глаза в землю…»

Одновременно платок становится и частичкой света, символом чистоты в душе девушки.

В Катерине борются желание свободы, мечта остаться с любимым человеком и чувство долга, обязательство перед мужем. Платок заставляет героиню Островского бороться со своими чувствами и мыслями. Но с каждым шагом девушка все больше приближается к совершению греха, и платок будто бы плавно падает с ее плеч:

«Катерина (с испугом, но, не поднимая глаз). Не трогай, не трогай меня! Ах, ах!

Борис. Не сердитесь!

Катерина. Поди от меня! Поди прочь, окаянный человек! Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем.

Борис. Не гоните меня!

Катерина. Зачем ты пришел? Зачем ты пришел, погубитель мой? Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски!

Борис. Вы сами велели мне прийти...

Катерина. Да пойми ты меня, враг ты мой: ведь до гробовой доски!

Борис. Лучше б мне не видеть вас!

Катерина (с волнением). Ведь что я себе готовлю? Где мне место-то, знаешь ли?

Борис. Успокойтесь! (Берёт её за руку.) Сядьте!

Катерина. Зачем ты моей погибели хочешь?

Борис. Как же я могу хотеть вашей погибели, когда люблю вас больше всего на свете, больше самого себя!

Катерина. Нет, нет! Ты меня загубил!

Борис. Разве я злодей какой?

Катерина (качая головой). Загубил, загубил, загубил!

Борис. Сохрани меня бог! Пусть лучше я сам погибну!

Катерина. Ну, как же ты не загубил меня, коли я, бросивши дом, ночью иду к тебе.

Борис. Ваша воля была на то, Катерина.

Катерина. Нет у меня воли. Кабы была у меня своя воля, не пошла бы я к тебе. (Поднимает глаза и смотрит на Бориса.)

Небольшое молчание.

Твоя теперь воля надо мной, разве ты не видишь! (Кидается к нему на шею.)

Борис (обнимает Катерину). Жизнь моя!

Катерина. Знаешь что? Теперь мне умереть вдруг захотелось!

Борис. Зачем умирать, коли нам жить так хорошо?

Катерина. Нет, мне не жить! Уж я знаю, что не жить.

Борис. Не говори, пожалуйста, таких слов, не печаль меня...

Катерина. Да, тебе хорошо, ты вольный казак, а я!..

Борис. Никто и не узнает про нашу любовь. Неужели же я тебя не пожалею!

Катерина. Э! Что меня жалеть, никто не виноват, – сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! (Обнимает Бориса.) Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? Говорят, даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься…»

Отчаяние в голосе исчезает: Катерина уже совершенно уверена в своих действиях, она не боится ни осуждения, ни чувства вины. Постепенно, по мере приближения девушки к совершению греха, платок словно исчезает, он теряет свою силу, свою значимость, так как уже не может остановить Катерину. Катерина борется сама с собой, со своей совестью и чувством  любви к Борису. Она осознает, что совершает большую ошибку, но не имеет сил бороться со своими чувствами. Белый цвет остается частичкой света в ее душе: девушка совершает ошибку по отношению к мужу, но самой себе она остается верна. От Бориса она уходит в платке, который становится символом новых чувств, новой жизни, бороться с которой она уже не может.

Гитара. Овраг

Во время встречи Бориса и Катерины появляются в произведении еще два символа: гитара и овраг.

Автор не случайно выбирает место встречи влюбленных: овраг-это крутая, глубокая ложбина, которая становится не просто ямой, а темной, бездонной пропастью для героев «Грозы». Они приближаются к ней и будто бы падают, окунаются в неё с головой и уже  теряют шанс когда – либо вырваться из темного плена.

«Ночь. Овраг, покрытый кустами; наверху – забор сада Кабановых

и калитка; сверху – тропинка.»

Они оба делают свой выбор - сами подходят к краю их собственного обрыва, сами делают первый шаг и устремляются навстречу пленяющей их неизвестности.

Дважды появляется еще один символ – гитара - перед самой встречей Бориса и Катерины, и во время их расставания.

Гитара символизирует гармонию и единство. В самом деле, влюбленные соединяются, получают возможность увидеть друг друга и сказать все, что так давно мечтали произнести. После столь долгого ожидания они наконец-то вместе, рядом.

«Кудряш (входит с гитарой). Нет никого. Что ж это она там! Ну, посидим да подождем. (Садится на камень.) Да со скуки песенку споем. (Поет.)»

Гитара во время расставания показывает читателю, что Катерина и Борис уже не могут расстаться, забыть друг друга, что их связывает нечто большее, чем  свидание в ночи. Тайна, которую уже нельзя открыть, встреча, забыть о которой  невозможно, вот, что их объединяет, вот что не оставит их уже никогда…

«Катерина. Да, до завтра! Что во сне увидишь, скажи! (Подходит к калитке.) Борис. Непременно.

Кудряш (поет под гитару).

Гуляй, млада, до поры,

До вечерней до зари!

Ай лели, до поры,

До вечерней до зари.»

Калина

Город, в котором происходит действие, не случайно получает свое название Калинов.

Калина, как символ, имеет двойственное начало. С одной стороны, калина является обычным символом девства, красоты и любви. По обычаю, если где-то на дороге или в поле была одинокая могила, сельские девчата считали своим долгом обсадить ее калиной. Калиновые гаи издавна считались священными. Возле них запрещалось выпасать коров, рубить кусты. По поверью, если в калиновой люльке качать ребенка, то он вырастет певучим.

Калина у украинцев - дерево необыкновенно поэтическое. Ягоды ее служат украшением в каждой хате. Любимый всеми славянами красный цвет, который имеют спелые ягоды калины, изображает девичью красоту. Белизна ее цветов - символ девственности и невинности.

И, действительно город Калинов снаружи прекрасен. Он кажется теплым, уютным, приветливым:

«Кулигин сидит на скамье и смотрит за реку. Кудряш и Шапкин прогуливаются.

Кулигин (поет). «Среди долины ровныя, на гладкой высоте...» (Перестает петь.) Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу.

Кудряш. А что?

Кулигин. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется.

Кудряш. Нешто!

Кулигин. Восторг! А ты «нешто»! Пригляделись вы либо не понимаете, какая красота в природе разлита.»

Калина так же является символом утрат и горя.

Но радушным город является только внешне. На самом же деле здесь царит горечь, раздор, разочарование. Жить здесь очень тяжело. Люди с головой окунаются в свою однообразную, скучную жизнь. Город этот – мир жестоких нравов. Все здесь решают деньги :

«В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда нам, сударь, не выбраться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые ещё больше денег наживать.»

Жители здесь злые, завистливые:

«Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти…»

Единственное их развлечение- ссоры, споры, и чем дальше эта вражда длится, тем больший интерес у жителей возникает:

«Враждуют друг на  друга... И  начнется  у них,
сударь,  суд да дело, и  несть конца мучениям. Судятся,  судятся здесь да  в
губернию  поедут, а там уж их и  ждут да  от , радости  руками
плещут.  Скоро  сказка  сказывается, да не  скоро дело делается;  водят  их,
водят, волочат их, волочат, а они еще и рады этому волоченью, того только им и надобно…»
Жители не признают правды, единственный способ выжить в Калинове -ложь, молчание:
«Я было хотел все это стихами изобразить...
     Как можно,  сударь! Съедят, живого проглотят.  Мне уж и  так,
сударь, за мою болтовню достается…»
Калинов - город запретов и  осуждений, страха и несправедливости. Все действия, мысли, жизнь, чувства - все огорожено высоким, неприступным забором, для всего здесь свои нормы, законы, порядки.

Во всем этом описании проявляется еще одна сущность данного символа. Калина, вместе с тем, дерево и погребальное, памятное - символ крови.

Все в этом городе обман, все не то, чем кажется снаружи: горечь скрыта за маской счастья и радости, слезы и разочарование прячутся за улыбкой. Калина становится символом печали, разочарования, ведь именно это чувство несет город своим жителям.

Волга. Вода.

Волга-река, один из центральных символов произведения. Река - это прежде всего вода, а вода является одним из самых таинственных символов.

Вода в целом воплощает и начало, и конец мира.

Символ воды имеет несколько значений. С одной стороны, вода означает плодородие и жизнь. Вода, выступая в качестве первоосновы мира, символизирует полноту возможностей, смешение элементов, предшествующее всем формам и всему творению. Возможно, подобная фундаментальная роль воды в мироздании связывалась с приписываемой ей способностью трансформации, изменения (в силу ее «превращения» в пар, град, снег, лед). В качестве средства очищения и искупления вода известна в основном в засушливых регионах. Вода наделяется живительной способностью — небесные воды орошают землю, способствуя поддержанию жизни на ней. Во многих традициях вода считалась проводником воли богов, посредником в общении с небом, глашатаем судьбы. В этой связи в различных системах гадания прибегали к истолкованию образов, являющихся в воде. Провидец, глядя на водную поверхность, как считалось, мог видеть будущее, а также прошлое.

Также и Волга - отдельный мир, царство плодородия и жизни. Река становится некой границей между миром  счастья и добра и миром города Калинова.«Чудеса…Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется.»

Но, вместе с тем, вода-символ погружения и гибели. В Библии вода отождествляется с первозданным хаосом (Быт. 1). Она предстает как орудие гнева Господня («Вот, поднимаются воды с севера и сделаются наводняющим потоком, и потопят землю», Иер. 47). Библейское выражение «находиться во глубине вод» означает «страдать» («и объяли меня воды до души моей»). Во сне погружение в воду означает возврат к предначальному состоянию, подразумевающий смерть и уничтожение.

Барыня и вовсе называет Волгу омутом – обманчиво спокойным местом,  местом опасности, перехода в подводное царство ( река после и забирает Катерину у Тихона):

«Барыня. Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцов поджидаете, кавалеров? Вам весело? Весело? Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет. (Показывает на Волгу.) Вот, вот, в самый омут.

Варвара улыбается.

Что смеетесь! Не радуйтесь! (Стучит палкой.) Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой. (Уходя.) Вон, вон куда красота-то ведет! (Уходит.)»

 Катерина погибает именно в Волге: «смерть и уничтожение»- таковым становится символ воды в «Грозе».

«Умереть бы теперь... Что поют? Все равно, что смерть придет, что сама... а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться... Руки крест-накрест складывают... в гробу? Да, так... я вспомнила. А поймают меня да воротят домой насильно... Ах, скорей, скорей! (Подходит к берегу. Громко.) Друг мой! Радость моя! Прощай! (Уходит.)»

Волга предстает мрачной и величественной, темной, загадочной рекой, рекой, которая принимает жертву Катерины - ее жизнь, и навсегда меняет  Калинов.

Смерть, но вместе с тем новая жизнь. Гибель девушки, становится первым шагом, возможностью расцвета города. Река словно приносит новые идеи, новые цели и новые возможности, открывает новый мир перед жителями города: мир чувств, мыслей и собственных желаний.

Гроза

Гроза-символ одновременно Божьего гнева и обновления.

Впервые слово «гроза» употребляется в сцене прощания с Тихоном: «Недели две никакой грозы надо мной не будет». Ему хочется хотя бы ненадолго избавиться от чувства страха и зависимости, от мира тьмы, в который погружен весь город Калинов. Под грозой в произведении подразумевается страх и освобождение от него. Это страх возмездия за грехи. «Гроза-то нам в наказание посылается», -говорит Дикой. Власть этого страха распространяется на многих героев драмы и не проходит даже мимо Катерины. Она религиозна и считает грехом то, что полюбила Бориса. «Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами».Для Катерины гроза становится именно Божьей карой за совершенный грех. Девушка боится слов Барыни:    « А кто отвечать будет? За всё тебе отвечать придётся. В омут лучше с красотой-то! Да скорей, скорей! Куда прячешься, глупая! От Бога-то не уйдешь!», так как понимает, что старуха права.

Правда, никому неизвестная правда, становится ее карой, ее грозой.

Раскаты грома, молния кажутся ей грядущим наказанием.

«Катерина прячется.

Барыня. Куда прячешься, глупая? От бога-то не уйдешь! Все в огне гореть будете в неугасимом! (Уходит.)

Катерина. Ах! Умираю!

Ах! Ад! Ад! Геенна огненная!

Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь? А, знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому...

И все-то десять ночей я гуляла... (Рыдает.)»

Катерина чувствует свою вину перед мужем, осознает свои ошибки, и совесть мучает ее, сама себя девушка доводит до покаяния.

Но для Тихона и всего Калинова гроза становится символом обновления. Жизнь города меняется с появлением Катерины, ее гроза-протест против Кабанихи и всего темного царства. Не появись эта девушка в мире мрака и печали, все бы осталось как прежде, город бы постепенно умирал. Она же подарила ему шанс на жизнь, обновление, очищение, она сама стала своего рода грозой, вспышкой света, новым началом для чего-то светлого и яркого.

Гроза становится символом перемен, символом надежды на наступление лучших времен.

Заключение

Смысл произведения заключается в том, что Катерина через смерть обрела свободу в неизвестном нам мире. Ее чувства и мысли не могли найти понимания со стороны окружающих, поэтому она решается на гибель: девушка остается верна самой себе - и это самое главное. Не случайно Добролюбов называет ее лучом света в темном царстве: Катерина становится именно лучом, потому что готова пойти даже на гибель ради свободы, другим не хватает сил, чтобы восстать против существующего порядка. Так Тихону никогда не хватит силы духа и силы характера ни бороться с матерью, ни покончить с жизнью, хотя он и совершает попытку противоречить Кабанихе, но, все же,  попытка эта граничит с обреченностью, совершается в порыве отчаяния.

 

«В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и  над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Конец кажется отрадным: в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что нельзя уже идти дальше, нельзя далее жить с насильственными мертвящими порядками».

                                                                                  Н.А. Добролюбов

    Подводя итог, можно  сказать, что роль символики очень важна в пьесе. 

Именно символы помогают читателю раскрыть истинные причины поступков героев, истинный смысл произведения. Символ - ключ, позволяющий проникнуть в область большую, чем он сам.     

Наделяя явления, предметы, пейзаж, слова героев еще одним, более глубоким смыслом, Островский хотел показать, насколько серьезный конфликт существовал в то время не только между, но и внутри каждого из них.

Список литературы

1.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B0_(%D0%BF%D1%8C%D0%B5%D1%81%D0%B0)

2. http://www.znaki.chebnet.com/s10.php?id=719

3. http://sigils.ru/symbols/voda.html

4. http://www.rulit.net/books/simvoly-znaki-emblemy-enciklopediya-read-228708-136.html
Категория: Работы учащихся | Добавил: Ирма
Просмотров: 22728 | Загрузок: 95 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz