Урок-игра по русскому языку «Самый умный» будет интересен учащимся средних классов. Разработка урока может быть использована в качестве итогового урока по теме «Лексика» в 5 классе, а также в форме игры в рамках предметной недели. Урок можно провести как в одном классе, разбив его на команды (в зависимости от количества обучающихся в классе), так и между классами, создав на базе каждого класса одну команду. Пояснительная записка
Направление: гуманитарное
Тема: «Самый умный.
Лингвистическая игра. 5 класс».
Программа: любая
программа любого автора, которая включает изучение темы «Лексика».
Характеристика
класса.
Данный
урок разработан для 5 класса. Урок апробировался в 2012 гг. в МАОУ гимназии №56
г. Томска в разных классах: в классе,
где работает учитель и в качестве эксперимента в параллельных классах.
Цели урока
Образовательная: систематизировать изученный пятиклассниками материал
по теме «Лексика»; отработать речевые навыки.
Воспитательная: воспитывать уважение к
богатству русского литературного языка.
Развивающая: способствовать формированию
широты мировоззрения обучающихся, развитию коммуникативных способностей,
эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры;
развивать навыки работы в группе (команде).
Задачи: Систематизировать
знания по теме «Лексика современного русского литературного языка (далее читать
ЛСРЯ).
Формы
организации работы детей: самостоятельная работа, работа в группах.
Комментарий
Урок-игру «Самый умный» предлагается
провести на обобщающем уроке русского языка при изучении темы «Лексика». В
содержание урока включены вопросы (от простых до сложных) по пройденному
материалу. Класс предварительно разбивается на 2-3 команды в зависимости от
наполняемости класса. В жюри можно пригласить обучающихся старшей школы или
учителей-предметников. Каждая команда готовится к игре заранее: выбирает
командира команды, девиз, возможны предметы атрибутики (значки, косынки и т.д.).
Команда, набравшая наибольшее количество баллов, по договоренности, получает
высшую отметку. Те, кто не стали победителями, по их желанию, могут получить по
отметке «хорошо».
Используемое
оборудование: компьютер.
Методы:
По
уровню активности. Активные: проблемное,
анализ конкретных ситуаций.
Пассивные:
демонстрация, наблюдение
Наглядные:
презентация.
По дидактической цели: методы
применения знаний; методы закрепления и
проверки знаний, умений, навыков.
По характеру познавательной деятельности учащихся: исследовательский.
Методы
синтеза и анализа, проблемный
Методики: деятельностная, коммуникативная
Аппаратура: компьютер
Используемые
технологии:
компетентностные, информационно-коммуникативные, коммуникативные,
личностноориентированные
Формы
обучения:
групповая.
Форма
урока:
урок-обобщение знаний,
При рассмотрении хода урока необходимо
использовать презентацию.
Этапы
занятия
- Вводная
беседа.
- Условия
игры. В игре разработаны 6 номинаций.
«Историческая
страничка» предполагает применение знаний обучающихся с устаревшей и архаичной
лексикой и фразеологическими единицами.
В разделе
«Лесика» расположены вопросы по темам «Заимствованные слова», «Синонимы»,
«Антонимы».
«Выразительность
речи» предполагает систематизацию первичных знаний обучающихся по средствам
выразительности и умение корректировать текст.
«Черный ящик»
предлагает задания повышенной сложности на угадывание устойчивых сочетаний.
В разделе
«Ребусы, шарады» предлагается отгадать ребусы.
«Финал» идет
нон-стоп.
Каждый раздел
предлагает задания различной «стоимости»: от 10 до 5о баллов в зависимости от
сложности задания.
Команда,
набравшая наибольшее количество баллов, становится победителем игры.
В ходе урока предлагается повторение
орфограмм: разбирается написание словарных слов.
Уроки такого типа выступают базой для развития различных общеучебных умений: умение применять знания на
практике; умение работать в группе, которое способствует развитию личностных качеств обучающихся.
Данный урок является заключительным по теме «Лексика».
Выбор данного типа занятия исходит из целей, которые мотивированы программой и
интересами учащихся. Основное в структуре данного занятия – диалог, общение,
умение работать в группе. Урок рассчитан на эмоции и мыслительную деятельность
детей. Содержание урока способствует углублению знаний по теме «Лексика
современного русского литературного языка», формированию коммуникативной
компетенции учащихся, а также развитию культуры диалогического общения.
|