Первый вариант стихотворения существенно отличается от окончательной редакции:
Вот я весь. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске То, что будет на моем веку.
Это шум вдали идущих действий. Я играю в них во всех пяти. Я один. Все тонет в фарисействе. Жизнь прожить - не поле перейти.
Коллизии трагедии Шекспира вышли за пределы своего времени и продолжаются в последующие века. Это борьба гуманистов - одиночек с цинизмом и жестокостью, царящими в обществе. В данной редакции нет той глубины раздумий о жизни, которая так присуща последней редакции. Стихотворение посвящено действующему лицу трагедии Вильяма Шекспира - Гамлету. Этого героя Пастернак высоко чтил как представителя "коренных направлений человеческого духа". Гамлет был дорог поэту своим служением идеалам добра и справедливости. "Зрителю представляется судить, как велика жертва Гамлета, если при таких видах на будущее он поступается своими выгодами ради высшей цели" - борьбы с ложью и злом. В 40-е годы Пастернак подвергался нападкам критики. Александр Фадеев писал о чуждом советскому обществе идеализме в творчестве поэта, о пастернаковском "уходе в переводы от актуальной поэзии в дни войны". Алексей Сурков писал о реакционном отсталом мировоззрении Пастернака, которое "не может позволить голосу поэта стать голосом эпохи". Несмотря на это Пастернак вынашивал замысел романа "Доктор Живаго". Своим произведением он хотел рассказать о тех бедствиях, которые принесла Октябрьская революция народам России. Созданную впоследствии книгу завершили стихи Живаго. Первое из их "Гамлет", в котором фокусируются мысли автора о своем времени. Это своеобразная исповедь поэта, уподобление своей жизни судьбе шекспировского героя, "поднявшего оружие против моря бедствий". Поэт подчеркивает близость к Гамлету.
Гул затих. Я вышел на подмостки, Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку.
Слово "гул" более соотносится с многоголосным гулом шумом толпы, нежели с шумом в театре до начала спектакля. Подмостки - это слово ассоциируется не только с площадью для выступлений, но и с уличным помостом. Кроме того, для поэта страницы его творчества - те же подмостки, откуда слышен его голос. В "отголоске", реакции читателя на произведение, можно предвидеть, что "случится на моем веку".
На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси...
В этой строфе содержится своеобразная тайнопись. "Сумрак ночи" подразумевает гнетущую атмосферу бесправия, которая царила в стране. "Сумрак ночи" осуществляли тысячи обладателей "биноклей на оси": чиновники от литературы, цензоры, соглядатаи. Они вглядывались, вслушивались в жизнь поэта. И лирический герой просит Бога ("Авва Отче"), чтоб их суд не миновал:
Если только можно, Авве Отче, Чашу эту мимо пронеси.
Образ чаши всегда ассоциировался с образом несчастной судьбы. Поэт считает Гамлета борцом с несправедливостью:
Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль.
Роль - это стремление поэта осуществить миссию героя как борца с "вывихнутым веком".
Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь.
Речь идет о трагедийности самой жизни, которая своими масштабами превосходит драму Гамлета. И невозможно противостоять установленным властями правилам:
Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути.
Эзоповский смысл этих строк прозрачен. Поэт не откажется от своего "Доктора Живаго". Но это действие неизбежно повлечет за собой кару - "неотвратим конец пути". Несмотря ни на что, Пастернак сумел предвидеть, как сложатся его жизненные обстоятельства после публикации романа "Доктор Живаго". Сколько горечи и боли в приведенных высказываниях поэта, осознания невозможности изменить что-либо в своей судьбе.
Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить - не поле перейти.
Фарисейство - это ложь, лицемерие и фанатизм. Оно-то и губит все живое и честное. Последняя фраза- это народное изречение. В нем веками приобретенная мудрость ее создателей. Человек - пленник своего времени вынужден подчиняться силе обстоятельств, порой поступаться своими принципами. Всего шестнадцать строф, а как много сказано поэтом о своем времени. В день похорон Пастернака у его могилы было прочитано стихотворение "Гамлет".
|