В разные годы М.Ю. Лермонтов касался вопроса, волнующего каждого большого художника, - о назначении поэзии, миссии художника. Безбоязненно говорить правду о жизни, быть выразителем "мыслей благородных" - в этом поэт видел свой долг перед современниками. Не случайно Лермонтов сравнивал деятельность писателя с миссией пророков в библейские времена. Этот образ часто встречается в его поэзии: "Не смейся над моей пророческой тоской...", "Поэт", "Журналист, читатель и писатель" и др. Но в реальной жизни благородные намерения многих писателей и поэтов сталкивались с сопротивлением власть имущих, и судьбы создателей великих творений зачастую складывались драматично. Именно об этом проникновенно поведал Лермонтов в своих стихотворениях "Смерть Поэта", "Памяти Одоевского". Поэт - "невольник чести". Честь и достоинство гения оказались в неволе у "завистливого и душного" света. Быть может наиболее обобщенно о конфликте мужественной и благородной личности с косностью окружающей среды Лермонтов сказал в своем стихотворении "Пророк" (1841). Уже первые строки стихотворения звучат достаточно емко и афористично:
С тех пор как Вечный Судия Мне дал всеведенье пророка, В глазах людей читаю Страницы боли и порока.
Лермонтов заимствовал из Библии образ пророка и стремился быть верным этому миру. (В библейские времена пророки были явлением не единичным. Это были образованные люди: писатели, ораторы; трезвые политики, которые хорошо ориентировались во внутренней и внешней обстановке, в отдельных случаях предвидели развитие событий в стране. Они выступали против пороков сановников и правителей, обвиняли их в том, что они гоняются за мздою, захватывают дома и землю соплеменников. Сохранились имена таких пророков: Исайя (VIII и VII вв. до н.э.), Иеремия (650 - 640 гг. до н.э). В одном из своих обращений к знати пророк Исайя от имени Бога заявляет: "Перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову".) Всеведенье (обладание знанием обо всем) помогло Пророку понять тайные страсти и побуждения людей. В обществе злобы и лжи он стал "провозглашать... любви и правды чистые ученья". Слово любовь имеет глубинный смысл: это и любовь к ближним, и любовь к человеку вообще, любовь сильная, действенная, активная, оказывающая помощь всем, кто в ней нуждается. "Правды чистые ученья" предполагают утверждение высокой нравственности и добродетели. Лексика, особый строй языка воссоздают колорит и стилистику речи Пророка. Для этого автор использует устаревшие книжные и церковнославянские выражения: Вечный Судия, всеведенье пророка, очи, провозглашать, чистые ученья, даром Божьей пищи, завет Предвечного храня, мне тварь покорна там земная и др. Но такая проповедь человечности вызывала обратную реакцию:
В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.
Поражает наличие слова бешено: оно говорит о каком-то остервенении, ожесточении людей, их реакции на призывы Пророка. И результат:
Из городов бежал я нищий...
Пророк находит для себя единственное пристанище - пустыню, где покой, полное единение с природой:
И звезды слушают меня, Лучами радостно играя.
Но при следующей встрече с людьми он услышал еще более страшные слова, чем некогда брошенные камни, от их старейшин, которые самодовольно и безжалостно судят Пророка:
"Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами: Глупец хотел уверить нас, Что Бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!"
Для старцев человек, провозгласивший добро и справедливость как норму жизни, - глупец, который наказан Богом. Об этом свидетельствует его бедственного положение, к которому они не испытывают никакого сочувствия. напротив, они удовлетворены тем, что перед ними изможденный человек, нищий. В речи старцев нет образности выражений, присущих Пророку. Их убогая мудрость к этому не располагает. Для них характерны простота лексики, разговорные интонации, повторения слов. Единственное образное выражение по сути заимствовано из заявления пророка: "Глупец хотел уверить нас, что Бог гласит его устами!" Старцы так и не могли простить проповеднику его независимости, неподчинения их авторитету. Пророк изгнан вторично. Впереди лишь годы одиночества. Но лирический герой сдержан в своих эмоциях, никого не обвиняет в своей участи и не жалеет о своей проповеди любви к людям. После создания пушкинского "Пророка" прошло 15 лет, поэтому тональность лермонтовского стихотворения другая. Но ведь и содержание их разное: Пушкин лишь обозначил черты, которыми должен обладать поэт-пророк, чтобы "глаголом жечь сердца людей", Лермонтов же изобразил его в пору, когда он обратился к людям с проповедью любви и справедливости. В своем творчестве М.Ю. Лермонтов всегда обличал ложь и бездушие людей светского общества, осудил рабью покорность, духовную опустошенность своего поколения. Его обличения были всегда овеяны "мечтою благородной", его слово к людям было "очищено и обмыто" гуманистическим отношением к миру. Но Лермонтов, как и Пророк, оказался чужим в той среде, где вынужден был вращаться. И его преследовали за "правды чистые ученья". В письме к С. Карамзиной поэт пишет: " Только что я приехал в Ставрополь... и тотчас же отправляюсь в экспедицию... Пожелайте мне счастья и легкого ранения, это самое лучшее, что только можно мне пожелать... Признаюсь вам, что я порядком устал от всех этих путешествий, которым, кажется, суждено длиться вечность". "Пророк" - это стихотворение о самом поэте, о его изгнаннической судьбе и бесперспективности участи. Но стихотворение не только о судьбе поэта, смысл его значительно богаче. В нем выявлена вечная коллизия борьбы прогрессивно мыслящей личности с реакционными силами общества. Это столкновение разума и тьмы кончалось порой трагически. Такова была участь многих ученых, общественных деятелей и писателей.
|