Анализ типичных ошибок, допускаемых учащимися в процессе выполнения
тестов ЕГЭ по русскому языку, показывает, что одним из наиболее «слабых
мест» является выполнение заданий, связанных со знанием грамматических
норм русского языка. Так, согласно спецификации экзаменационной работы, знания учащимися грамматических норм проверяется в трех заданиях: А4 – морфологические нормы; А5 – синтаксические нормы (построение предложений с деепричастным оборотом); А6 – синтаксические нормы (нормы согласования, управления; построение сложноподчиненных предложений и т.п.).
Образование форм слов различных частей речи 1. Образование форм числительных Собирательные числительные Прежде всего, необходимо обратить внимание на собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро), которые употребляются только в следующих случаях: с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев); Ни в коем случае их НЕЛЬЗЯ употреблять с существительными, обозначающими лиц женского пола (двое подруг, трое сестер) с существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных(четверо детей, семеро козлят, трое зайчат); Ни в коем случае их НЕЛЬЗЯ употреблять с существительными, обозначающими взрослых особей животных (двое волков, трое медведей) с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов(двое саней, четверо ворот, семеро суток). числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба брата, на обоих столах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) – только с существительными женского рода (обе сестра, по обеим сторонам). Сложные и составные числительные У сложных числительных при склонении изменяются обе части (пятьюстами (Т.п.), семьюдесятью (Т.п), о восьмистах (П.п.), шестисот (Р.п.)); при склонении составных числительных изменяется каждое слово (двум тысячам пятистам семидесяти трём (Д.п.), тремя тысячами шестьюстами восьмьюдесятью девятью (Т.п)); Числительные сорок, девяносто, сто при склонении имеют лишь две формы: Им.п. и Вин.п. – сорок, девяносто, сто, остальные падежи – сорока, девяноста, ста; При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее целое число, а знаменатель как прилагательное во множественном числе (двух (каких?) третьих; трем (каким?) седьмым); Числительные полтора (ж.р. – полторы) и полтораста в именительном и винительном падежах указанную форму, а во всех остальных падежах – форму полутора и полутораста (полторы недели (И.п.), полутора недель (Р.п.), полтораста километров (И.п.), полутораста километрами (Т.п.)). 2. Образование форм различных степеней сравнения прилагательных НЕЛЬЗЯ ни в коем случае смешивать простую и составную формы степеней сравнения !!!
Нейтральная степень |
Сравнительная степнь |
Превосходная степень |
Простая |
Составная |
Простая |
Составная |
Красивый |
Красивее |
Более (менее) красивый |
Красивейщий |
Самый красивый, наиболее красивый, красивее всех |
Грубой ошибкой будет следующее формообразование: более красивее, самый красивейший. 3. Образование форм глагола
Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов:
Инфинитив |
Единственное число |
Множественное число |
Глядеть |
Гляди |
Глядите |
Ехать |
Поезжай |
Поезжайте |
Лазать |
Лазь |
Лазьте |
Лезть |
Полезай, лезь |
Полезайте, лезьте |
Лечь |
Ляг |
Лягте |
Трогать |
Трогай |
Трогайте |
В форме множественного числа повелительного наклонения возвратных глаголов употребляется постфикс -сь:
Инфинитив |
Единственное число |
Множественное число |
Умываться |
Умывайся |
Умывайтесь |
Встречаться |
Встречайся |
Встречайтесь |
Глагол класть употребляется только без приставки,
однокоренные с ним глаголы с корнем -лож- – только с приставкой (положить,
выложить, переложить и др.).
4. Образование
форм деепричастий деепричастия несовершенного
вида образуются от основы инфинитивов несовершенного
вида с помощью суффиксов -а, -я (читать – читая, решать - решая);
деепричастия совершенного
вида образуются от основы инфинитивов совершенного
вида с помощью суффиксов -в, -вши (прочитать – прочитав, решить - решив);
НО: иногда
деепричастия совершенного вида образуются от основы
будущего времени с помощью суффиксов -а, -я ( прочтут – прочтя,
найдут – найдя).
5. Образование
форм местоимений притяжательные
местоимения его, её, их имеют только
эту форму.
Грубой ошибкой считается
прибавление к нему падежного окончания прилагательного (ихний,
ихняя)
Образование
форм существительных
Что касается
образования форм имен существительных, то этот момент является одним из самых
сложных. Это связано с тем, что нет каких-либо определенных правил для
запоминания написаний окончаний существительных.
Но,
несмотря на это, есть некоторые моменты, на которые, на наш взгляд, стоит
обратить внимание:
- существительные, обозначающие название
овощей и фруктов, в основном в форме Р.П., мн.ч. имеют окончание -ов
(томатов, апельсинов). НО: яблок;
- существительные, обозначающие название
национальностей, в основном в форме Р.П., мн.ч. имеют нулевое
окончание (армян, башкир, грузин, осетин, туркмен, молдаван). НО:
монголов, якутов, таджиков и некоторые др.;
- существительные, обозначающие название парных
предметов, в основном в форме Р.П., мн.ч. имеют нулевое окончание
(ботинок, бот, брюк, погон, шорт, эполет). НО: носков,
гольфов, клипсов;
- существительные ж.р. на -ня в
форме Р.П., мн.ч. имеют нулевое окончание (пустыня – пустынь,
голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен);
- существительные ср.р . на -ье в
большинстве своем в форме Р.П., мн.ч. имеют окончание -ий (селенье
- селений, побережье - побережий, раздумье - раздумий). НО: платьев,
устьев и некоторые другие;
- в некоторых случаях окончания существительных в
Им.п., ед.ч. служат для разграничения лексического значения слов
(политические лагери – туристические лагеря, рыцарские ордены – нагрудные
ордена, пропуски уроков – предъявить пропуска).
Построение предложений с деепричастным
оборотом
Выбирая правильное
продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, следует
учитывать, что действие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному
действию, речь о котором идет в сказуемом. Следовательно, как основное, так и
добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом. Поэтому прежде
всего очень важно обращать внимание на наличие подлежащего (существительного
или местоимения в Им.п). Но еще раз подчеркиваем: субъект, названный в
подлежащем, должен выполнять оба действия. Важно также обращать внимание на то,
что субъект, выполняющий оба действия, может быть формально не выражен. Речь в
данном случае идет об определенно-личных и неопределенно-личных предложениях.
Алгоритм действия
1.
Находим в предложенных
ответах субъект (ИС в И.п.)
2.
Определить основное
действие этого субъекта
3.
Помни! Основное и
добавочное действия выполняются ОДНИМ субъектом! ПОДСКАЗКА
Сказуемое в таких
предложениях может быть выражено глаголом в одной из трех форм:
в форме повелительного
наклонения (Приехав в Москву, обязательно сходите
на Красную площадь);в форме инфинитива
в значении повелительного наклонения (Приехав в Москву, нужно
сходит ь на Красную площадь);
в форме 1 или
2 лица изъявительного наклонения (Приезжая в Москву, обязательно идем
на Красную площадь). Подлежащее «мы» легко восстанавливается и относится
как к сказуемому, так и к деепричастию. 1.
Построение предложений с однородными членами 1. предложения, в
которых однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово.
В таких предложениях
очень важно обращать внимание на то, могут ли оба эти слова управлять тем падежом,
в котором стоит зависимое слово. 2. предложения, в которых однородные члены
связаны двойными союзами: не только…, но и…; если не…, то…
и др. 3. предложения
с обобщающим словом при однородных членах. Необходимо
учитывать, что все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором
стоит обобщающее слово.
4. пропуск предлога
при однородных членах.
5. смешение родо-видовых понятий в ряду
однородных членов. 6. употребление в одном ряду однородных членов
логически несовместимых понятий. 7. соединение в одном ряду однородных членов
скрещивающихся понятий. Построение предложений с причастным оборотом 1. согласование причастия с определяемым словом
в роде, числе и падеже.Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным,
определял и его собственную жизнь.
Правильный вариант: Образ поэта-пророка, созданный
Пушкиным, определял и его собственную жизнь. 2. определяемое слово не должно разрывать
причастный оборот, оно может стоять только перед ним или после.
Мне
было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.
Определяемое
слово «снайпера» разрывает в данном предложении причастный оборот «засевшего
на дереве», следовательно, в этом предложении содержится грамматическая
ошибка. Правильные варианты: Мне было поручено уничтожить снайпера,
засевшего на дереве. Мне было поручено уничтожить засевшего
на дереве снайпера.
Построение сложноподчиненных предложений
Чаще всего
грамматические ошибки в сложноподчиненных предложениях могут быть допущены в
следующих случаях: 1. предложения, в которых придаточная часть
присоединяется с помощью союзного слова «кто». Обычно такие
предложения начинаются со слов: «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…»,
«никто из тех, кто…» и т.п.
Важно
помнить, что местоимение «кто» употребляется только с глаголами в
форме ед.ч. При этом также необходимо обращать внимание на единство
грамматических форм подлежащего и сказуемого в главной части предложения. 2. неверное присоединение придаточной части,
создающее неоднозначность восприятия смысла предложения.
В письме говорилось, что
в город едет ревизор, которым управляет Сквозник-Дмухановский.
При
таком построении предложения неясно, к какому из слов относится придаточная
часть «которым управляет Сквозник-Дмухановский». Правильный вариант: В
письме говорилось, что в город, которым
управляет Сквозник-Дмухановский, едет ревизор. 3. нарушение
грамматической формы союзного слова в придаточной части.
В комедии «Ревизор»
развертывается конфликт, которым ведут герои. Правильный вариант: В комедии «Ревизор» развертывается конфликт
(какой?), который ведут герои. 4. неверное
соединение с помощью союза «и» причастного оборота и придаточной части.
Я пил кофе, /
приготовленный барменом/ и (в который добавили виски).
Правильный вариант: Я пил /приготовленный
барменом/кофе, (в который добавили виски).
Построение
предложений с косвенной речью 1. Самой
распространенной ошибкой при построении предложений с косвенной речью является
использование в придаточной части местоимений 1 и 2 лица. Это допустимо только
при передаче прямой речи.
Осуждая своих
современников, М.Ю.Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье».
Правильные варианты: Осуждая
своих современников, М.Ю.Лермонтов пишет: «Печально я гляжу на
наше поколенье». Осуждая своих современников, М.Ю.Лермонтов
пишет о том, что он печально смотрит на свое поколенье. 2. Также одной из распространенных ошибок является
употребление союза «что» в придаточной части при наличии «ли».
Я не заметил, что
находится ли он в комнате.
Правильный вариант: Я не заметил, находится ли
он в комнате. 3. Нельзя оформлять предложение, которое
начинается с вводной конструкции, как прямую речь.
Неверный вариант: Как
сказал А.П.Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно».
Правильный вариант: Как сказал А.П.Чехов, «в человеке должно быть все
прекрасно». 4. Ошибочным является использование большой
буквы в цитате при передачи косвенной речи.
Неверный вариант: Сенат
же постановил, что « Челобитчик лишился сына по тому одному, что
положился на уверение ответчика сделать его сына счастливым…».
Правильный вариант: Сенат же постановил, что «челобитчик
лишился сына по тому одному, что положился на уверение ответчика сделать его
сына счастливым…».
Трудные
случаи управления
Довольно часто в тестах
ЕГЭ встречаются предложения, в которых грамматические ошибки допущены в
падежной форме существительного или местоимения, стоящего после предлога. Так,
наиболее распространенными являются следующие случаи: 1. употребление предлога «по».
В
значении «после чего-либо» предлог «по» управляет П.п., то
есть то слово, которое стоит после предлога, необходимо поставить в П.п. (по
приезде в Москву = после приезда в Москву; по
истечении срока = после истечения срока и
т.п).
По
прибытии домой (= после прибытия домой) он
чувствовал себя плохо. 2. употребление
предлога «благодаря»
В подобных предложениях
причастный оборот следует ставить перед определяемым словом.
Он многого достиг в жизни (благодаря чему?) благодаря этому влиянию. 3. употребление предлога «согласно». Предлог «согласно»
также управляет Д.п.
Предоставьте Сергеевой отпуск (согласно чему?) согласно личному заявлению.
Предлог |
Падеж |
Пример |
в меру |
Р.П. |
(в меру чего?) в меру возможностей |
в заключение |
Р.П. |
(в заключение чего?) в заключение статьи |
в виде |
Р.П. |
(в виде чего?) в виде шара |
в продолжение |
Р.П. |
(в продолжение чего?) в продолжение романа |
в силу |
Р.П. |
(в силу чего?) в силу привычки |
в течение |
Р.П. |
(в течение чего?) в течение дня |
наперекор |
Д.П. |
(наперекор кому?) наперекор всем |
наподобие |
Р.П. |
(наподобие чего?) наподобие овала |
подобно |
Д.П. |
(подобно чему?) подобно овалу |
по причине |
Р.П. |
(по причине чего?) по причине непогоды |
посредством |
Р.П. |
(посредством чего?) посредством ввода |
Кроме неправильного употребления слов с предлогами, трудности вызывает и построение беспредложных конструкций. Рассмотрим некоторые из них
главное слово |
вопрос |
зависимое слово |
скучать |
по ком? |
скучать по Вас |
отличить, различать |
что? от чего? что? и что? |
отличить черное от белого, различать черное и белое |
поражаться, поражен |
чему? чем? |
поражаться терпению, поражен терпением |
воплотить, претворить |
во что? в чем? |
воплотить в жизнь, претворить в жизни |
обидеться, обижен |
на что? на кого? чем? кем? |
обидеться на друга, обижен другом |
превосходство, преимущество |
над кем? перед кем? |
превосходство над другими, преимущество перед другими |
уверенность, вера |
в чем? во что? |
уверенность в победе, вера в победу |
отзыв, рецензия |
о чем? на что? |
отзыв о книге, рецензия на книгу |
уплатить, заплатить, оплатить |
за что? что? |
уплатить, заплатить за проезд, оплатить проезд |
Употребление
имен собственных в предложении
Если в предложении
содержится имя собственное, заключенное в кавычки и являющееся названием
чего-либо (газеты, журнала, книги), то необходимо обратить внимание на наличие
перед ним имени нарицательного, относящегося к этому имени собственному. Если
такое нарицательное существительное стоит перед собственным, то изменяется
только оно, а имя собственное всегда стоит в Им.п. Если же нарицательное
существительное отсутствует, то изменяется (по необходимости) имя собственное.
|