Публицистический стиль — функциональный стиль речи, который используется в жанрах: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, памфлет, ораторская речь.
Рекламность
может быть прямая и косвенная или отрицание явления: прямая – в тексте описываются лучшие качества предмета изображения (человека, явления, предмета, деятельности и т. п.), тогда автор прибегает к:
Эмоциональным эпитетам; Сравнениям и метафорам, выявляющим эти лучшие качества при помощи появляющихся у читателя ассоциаций; Восклицательным предложениям и т. п. К рекламности примыкает и оценочность – она создаётся при помощи тех же средств изобразительности + Эмоциональной лексикой (словами с ярким оценочным значением), либо автор прямо говорит о том, как он оценивает то или другое явление. Рекламность создаётся при помощи выявления отрицательных черт предмета изображения с целью создания у читателя отрицательных эмоций относительно того, что не принимает или отрицательно оценивает сам автор – в результате читатель может занять позицию автора и подумать о необходимости перемен. Таким образом автор рекламирует явление, обратное описанному в тексте.
Косвенная: автор прибегает к
- Иронии; Сарказму; Прямым отрицательным оценкам Риторическими вопросами и т. п. Ирония – в иносказательной форме выраженная насмешка («Ученик взмахом длани, оторванной на секунду от клавиатуры компьютера, пошлёт встревоженно готовых на всё родителей»)
Сарказм – едкая издёвка (« …чтение у нас само по себе, культура (вернее, её отсутствие) – сама по себе» )
Риторический вопрос – вопрос, на который нельзя дать точный, однозначный ответ («Действительно, зачем читать ученику, перед которым стоит конкретная задача сдать конкретный экзамен?»)
Эмоциональные эпитеты
Эмоциональный эпитет – определение предмета, явления, человека или действия, передающее чувства автора, вызванные этим предметом (могут быть выражены прилагательным – «печальные поляны»; качественными наречиями – «Сквозь волнистые туманы пробирается луна, На печальные поляны льёт печально свет она»; краткими прилагательными – «хорош денёк!») Сравнение – сопоставление одного предмета с другим, вызывающее образные, чувственные ассоциации (могут создаваться при помощи союзов – как, будто, как будто, подобно, словно и т. п.: «подушка, как лягушка, ускакала от меня; без союзов: «Стали волосы смертельной белизны») Метафора – перенос названия предмета (действия, качества) на основании сходства, иначе – неназванное сравнение одних предметов с другими; СР.: МЕТАФОРА: «В саду горит костёр рябины красной» - СРАВНЕНИЕ: «Гроздья рябины краснеют, как пламя, и осеннее дерево словно костёр» Эмоциональная лексика
Слова – «характеристики» (предтеча, провозвестник, брюзга, пустомеля, подхалим, разгильдяй и т. п. ) Слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувства: Положительные эмоции (сыночек, солнышко, бабуля, аккуратненько и т. п. ) Отрицательные эмоции (детина, дурачина, казёнщина) Особая экспрессия (выразительность) создаётся и при помощи экспрессивно окрашенных слов: обожаю, ненавижу, презираю, вызывает негодование, достойно возмущения и т. п.
Восклицание!
Восклицательное предложение (восклицание) – предложение, в котором содержание сопровождается выражением чувства говорящего: Вечер такой славный! Может выражать
Интеллектуальное состояние говорящего (удивление, недоумение, сомнение, иронию, презрение, пренебрежение и т. п.) Различные чувства (гнев, ненависть, страх, ужас, нежность, ласку, любовь, восхищение, похвалу, жалобу, упрёк, порицание, угрозу, возмущение и т. п.) Побуждение (приказ, призыв, просьбу и т. п. ) Подсказка: Если видишь Восклицательное предложение (восклицание) в тексте, думай, что оно выражает.
Клише:
Автор недоумевает …; Автор ужасается …; Автор сомневается …; Автор хвалит …; Автор призывает … и т. п.
Другие приметы публицистического стиля:
- Документальная точность (даты, проценты, исторические факты, точное воспроизведение каких-либо высказываний, научных заявлений и пр.)
Возможно, даты, проценты, указание на количество чего-либо (это называется: статистические сведения) Клише:
Автор текста стремится к предельной точности в описании событий (если перед тобой текст – описание или в тексте присутствует описание) и достигает этого благодаря указанию на даты (использованию статистических сведений) ( не забывай каждый раз приводить пример того, о чём пишешь в скобках и кавычках – образец см. в слайде № 20).
Автор текста доказывает свою осведомлённость положением дел в (называй отрасль жизни: культуре, образовании, политике, археологии и т. п.), приводя высказывания (чьи?)(не забывай каждый раз приводить пример того, о чём пишешь, в скобках и кавычках).
Возможно, цитирование, прямая речь – это точно воспроизведённое высказывание из какого-либо сочинения или выступления, которое обычно даётся со ссылкой на источник. В публицистическом тексте цитата чаще выполняет информативную функцию, то есть подтверждает слова автора текста мнением авторитетного лица или даёт возможность убедиться в компетентности автора в той области культуры, о которой он пишет. Думай, какую информацию она несёт. Прямая речь вносит в текст «живое слово» косвенных участников диалога, начатого этим текстом автором Клише:
При помощи цитирования («приводи пример») автор обогащает текст информацией о том, что…
Прямая речь («приводи пример») вносит в текст «живое слово» косвенных участников диалога, начатого этим текстом автором – слышится ещё одно мнение по поднимаемой проблеме, с которым можно согласиться (или: с которым трудно согласиться), потому что … (аргументируй)
Обрати внимание, что в публицистическом тексте экспрессия может соединяться со стандартом
Можно написать: Автор логично приводит к мысли о … , сочетая логичность со сдержанной экспрессией («Горячие точки преподавания литературы известны»)
Слово «логично» укажет на то, что ты видишь в тексте наличие стандарта.
Большую роль в создании выразительности публицистического текста играют однородные члены; благодаря им публицистический текст приобретает логичность; эмоциональность
Сначала найди предложения с однородными членами в предложенном тексте. Нашёл?
Теперь думай: однородные члены помогают автору логично изложить свои мысли?
Если – да, то ответь на вопрос полным ответом и приведи пример из текста
А может … однородные члены помогают автору передать эмоции?
Если – да, то ответь на этот вопрос полным ответом, поставь после слова «эмоции» двоеточие, напиши – какие это эмоции, а затем приведи пример из текста
|