Вторник, 17.06.2025, 23:40
Научное общество учащихся МАОУ гимназии №56 города Томска "Миллениум"

         Победитель II межрегионального конкурса методических разработок педагогов "Территория одаренности"
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [13]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Приметы публицистического стиля
Публицистический стиль — функциональный стиль речи, который используется в жанрах: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, памфлет, ораторская речь.

Рекламность

может быть прямая и косвенная или отрицание явления: прямая – в тексте описываются лучшие качества предмета изображения (человека, явления, предмета, деятельности и т. п.), тогда автор прибегает к:

Эмоциональным эпитетам;
Сравнениям и метафорам, выявляющим эти лучшие качества при помощи появляющихся у читателя ассоциаций;
Восклицательным предложениям и т. п.
К рекламности примыкает и оценочность – она создаётся при помощи тех же средств изобразительности + Эмоциональной лексикой (словами с ярким оценочным значением), либо автор прямо говорит о том, как он оценивает то или другое явление.
Рекламность создаётся при помощи выявления отрицательных черт предмета изображения с целью создания у читателя отрицательных эмоций относительно того, что не принимает или отрицательно оценивает сам автор – в результате читатель может занять позицию автора и подумать о необходимости перемен. Таким образом автор рекламирует явление, обратное описанному в тексте.

Косвенная: автор прибегает к

- Иронии;
Сарказму;
Прямым отрицательным оценкам
Риторическими вопросами и т. п.
Ирония – в иносказательной форме выраженная насмешка («Ученик взмахом длани, оторванной на секунду от клавиатуры компьютера, пошлёт встревоженно готовых на всё родителей»)

Сарказм – едкая издёвка (« …чтение у нас само по себе, культура (вернее, её отсутствие) – сама по себе» )

Риторический вопрос – вопрос, на который нельзя дать точный, однозначный ответ («Действительно, зачем читать ученику, перед которым стоит конкретная задача сдать конкретный экзамен?»)

Эмоциональные эпитеты

Эмоциональный эпитет – определение предмета, явления, человека или действия, передающее чувства автора, вызванные этим предметом (могут быть выражены прилагательным – «печальные поляны»; качественными наречиями – «Сквозь волнистые туманы пробирается луна, На печальные поляны льёт печально свет она»; краткими прилагательными – «хорош денёк!»)
Сравнение – сопоставление одного предмета с другим, вызывающее образные, чувственные ассоциации (могут создаваться при помощи союзов – как, будто, как будто, подобно, словно и т. п.: «подушка, как лягушка, ускакала от меня; без союзов: «Стали волосы смертельной белизны»)
Метафора – перенос названия предмета (действия, качества) на основании сходства, иначе – неназванное сравнение одних предметов с другими; СР.: МЕТАФОРА: «В саду горит костёр рябины красной» - СРАВНЕНИЕ: «Гроздья рябины краснеют, как пламя, и осеннее дерево словно костёр»
Эмоциональная лексика

Слова – «характеристики» (предтеча, провозвестник, брюзга, пустомеля, подхалим, разгильдяй и т. п. )
Слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувства:
Положительные эмоции (сыночек, солнышко, бабуля, аккуратненько и т. п. )
Отрицательные эмоции (детина, дурачина, казёнщина)
Особая экспрессия (выразительность) создаётся и при помощи экспрессивно окрашенных слов: обожаю, ненавижу, презираю, вызывает негодование, достойно возмущения и т. п.







Восклицание!

Восклицательное предложение (восклицание) – предложение, в котором содержание сопровождается выражением чувства говорящего: Вечер такой славный!
Может выражать

Интеллектуальное состояние говорящего (удивление, недоумение, сомнение, иронию, презрение, пренебрежение и т. п.)
Различные чувства (гнев, ненависть, страх, ужас, нежность, ласку, любовь, восхищение, похвалу, жалобу, упрёк, порицание, угрозу, возмущение и т. п.)
Побуждение (приказ, призыв, просьбу и т. п. )
Подсказка: Если видишь Восклицательное предложение (восклицание) в тексте, думай, что оно выражает.

Клише:

Автор недоумевает …; Автор ужасается …; Автор сомневается …; Автор хвалит …; Автор призывает … и т. п.

Другие приметы публицистического стиля:

- Документальная точность (даты, проценты, исторические факты, точное воспроизведение каких-либо высказываний, научных заявлений и пр.)

Возможно, даты, проценты, указание на количество чего-либо (это называется: статистические сведения)
Клише:

Автор текста стремится к предельной точности в описании событий (если перед тобой текст – описание или в тексте присутствует описание) и достигает этого благодаря указанию на даты (использованию статистических сведений) ( не забывай каждый раз приводить пример того, о чём пишешь в скобках и кавычках – образец см. в слайде № 20).

Автор текста доказывает свою осведомлённость положением дел в (называй отрасль жизни: культуре, образовании, политике, археологии и т. п.), приводя высказывания (чьи?)(не забывай каждый раз приводить пример того, о чём пишешь, в скобках и кавычках).

Возможно, цитирование, прямая речь – это точно воспроизведённое высказывание из какого-либо сочинения или выступления, которое обычно даётся со ссылкой на источник. В публицистическом тексте цитата чаще выполняет информативную функцию, то есть подтверждает слова автора текста мнением авторитетного лица или даёт возможность убедиться в компетентности автора в той области культуры, о которой он пишет. Думай, какую информацию она несёт. Прямая речь вносит в текст «живое слово» косвенных участников диалога, начатого этим текстом автором
Клише:

При помощи цитирования («приводи пример») автор обогащает текст информацией о том, что…

Прямая речь («приводи пример») вносит в текст «живое слово» косвенных участников диалога, начатого этим текстом автором – слышится ещё одно мнение по поднимаемой проблеме, с которым можно согласиться (или: с которым трудно согласиться), потому что … (аргументируй)

Обрати внимание, что в публицистическом тексте экспрессия может соединяться со стандартом

Можно написать: Автор логично приводит к мысли о … , сочетая логичность со сдержанной экспрессией («Горячие точки преподавания литературы известны»)

Слово «логично» укажет на то, что ты видишь в тексте наличие стандарта.

Большую роль в создании выразительности публицистического текста играют однородные члены; благодаря им публицистический текст приобретает логичность; эмоциональность

Сначала найди предложения с однородными членами в предложенном тексте. Нашёл?

Теперь думай: однородные члены помогают автору логично изложить свои мысли?

Если – да, то ответь на вопрос полным ответом и приведи пример из текста

А может … однородные члены помогают автору передать эмоции?

Если – да, то ответь на этот вопрос полным ответом, поставь после слова «эмоции» двоеточие, напиши – какие это эмоции, а затем приведи пример из текста
Категория: Мои статьи | Добавил: Ирма (20.04.2013)
Просмотров: 5865 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz