Среда, 18.06.2025, 07:47
Научное общество учащихся МАОУ гимназии №56 города Томска "Миллениум"

         Победитель II межрегионального конкурса методических разработок педагогов "Территория одаренности"
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [13]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Сочинение
Материалы подготовлены с привлечением сайтов сети Интернет.

Как правильно писать сочинение? Этот вопрос смущает не только детей, но и родителей. Ведь порой заниматься этой работой вынуждены именно они. Детям и подросткам кажется, что эта практика – написание сочинений – пригодится в жизни и заниматься ими – пустее дело. Увы, можем Вас огорчить. На самом деле это не так. Какую бы профессию ни выбрал Ваш ребенок в будущем, ему необходимо будет о чем-то писать. Регистрация предприятий и организаций, развитие бизнеса, статьи о воспитании, заключения, отзывы, рекомендации, справки… Даже в самой далекой от сочинений профессии необходимо хотя бы элементарно высказать свои мысли в письменной форме.

Общие рекомендации

    Объем сочинения зависит от возраста детей (4-5 страниц старшая школа)
    Суммарный объем введения и заключения не должен превышать 1/3 всего сочинения;
    Выбрав тему, надо конспективно записать все, что приходит в голову: биография автора, эпоха, герои, события, эпизоды, аналогии, высказывания критиков;
    План (возможен, но не обязателен);
    Строго придерживаться выбранной темы;
    Содержание должно быть логичным и представлять собой развернутый ответ на основной вопрос – тезис;
    Не сбиваться на пересказ текста;
    Не увлекаться длинными цитатами;
    Если не находится нужный эпиграф, можно обойтись без него;
    Удобно пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить разные варианты ответов;
    Привлекать материал из других произведений, из историй, из жизни, таким образом обнаруживая свою эрудицию и умение сопоставлять;
    Не забывать о членении текста – разделить сочинение на абзацы.

Композиция сочинения

    Композиция сочинения должна быть подчинена содержанию.
    Последовательность изложения, логическая связь между частями сочинения определяется продуманностью плана, который можно составить в черновике.
    Следует помнить, что части сочинения должны быть соразмерны по объему: текст вступления и заключения (суммарно) должен занимать не более одной трети всей работы.
    Обычно во вводной части сочинения по литературе дается историко-литературный комментарий: общие сведения о времени создания произведения или общая оценка творчества писателя, а в основной части должно быть приведено достаточное количество фактов, служащих подтверждением выводов и рассуждений.
    Заключительная часть сочинения несет большую смысловую нагрузку и является логическим завершением всей работы. Здесь важно показать свое отношение к произведению и выразить свою позицию по рассматриваемой проблеме.
    Сочинению может быть предпослан эпиграф. Удачно выбранный эпиграф обогащает и украшает сочинение.

Этапы работы над сочинением

    1. Обдумывание темы сочинения.
    2. Определение основной идеи сочинения.
    3. Определение жанра сочинения.
    4. Подбор материала (цитаты, высказывания).
    5. Составление плана сочинения.
    6. Обдумывание вступления к основной части.
    7. Составление подробного плана основной части.
    8. Анализ заключения.

Содержание сочинения по литературе

    Сочинение должно быть написано строго на заданную тему, как можно полнее раскрывать ее.
    Подмена темы другой, близкой по смыслу, недопустима.
    Анализ литературного произведения предполагает знание исторической обстановки, умение раскрыть характер и оценить поступки героев через призму особенностей того времени, которое отображено в произведении. При разборе художественного произведения доказательством выдвинутого положения является ссылка на ту или иную сцену из произведения, эпизод из жизни героя. Без таких ссылок сочинение будет содержать лишь общие фразы и публицистические штампы.
    Отсутствие конкретного литературного материала является значительным недостатком сочинения.
    Хорошо, если в сочинении приводятся цитаты из произведений. Однако не стоит ими злоупотреблять или приводить слишком длинные.
    Важно также показать свое отношение к изложенным фактам, уметь делать выводы и обобщения.
    В выводах следует раскрыть идейный смысл образов героев и произведения в целом, его художественную ценность, причины их воздействия на современников и последующие поколения.

Как писать сочинение по картине?

Чтобы написать сочинение-описание картины, нужно внимательно ее рассмотреть. Определить (это очень важно), что находится на переднем плане, на заднем, что является фоном картины. Далее необходимо уточнить мелкие детали, обычно расположенные справа и слева от центра картины. Важный элемент описания - цветовые особенности картины. А еще - как то, что изображено на картине, влияет на ее восприятие и настроение. Возможно, известна история создания картины. Об этом тоже можно писать, только сильно не увлекаться.

 И еще, не забудьте, что любая ученическая творческая работа должна содержать ТРИ основных части: вступление, основную часть (о ней рассказано выше) и выводы. Что написать в выводах сочинения? Ответ на вопрос: понравилась ли мне картина или нет? Почему?

Как писать сочинение-описание?

Методика написания творческой работы в виде описания та же, что и в сочинении по картине.

Содержание данного типа сочинения представляет собой описание какого-либо предмета, человека и т.д. таким образом, в центре него находится ПРЕДМЕТ (кот) и его СОДРЖАНИЯ (хвост, лапы, ушки, нос…). В какой последовательности будет вестись его описание – не столь важно.



Если нужно изобразить какую-то личность, то следует обратить внимание не только на внешность, но и на характер, скрывающийся за этой внешностью. Например, предположить, какой это человек: большие глаза - мечтательный и милый, строгий взгляд - строгий и серьезный, добрая улыбка - отзывчивый и добрый. Сочинение-описание имеет также три основных части. Их при написании желательно выделять абзацами: так  вы покажете свою грамотность и знания.

Учимся писать сочинение-рассуждение

Как правильно писать сочинение-рассуждение? Сочинение-рассуждение состоит из трех частей: вступления (тезиса и аргументов), основной части (примеров, доказательств) и выводов (точка зрения самого учащегося на проблему).



Вступление должно содержать ответ на поставленную в теме проблему (то есть можно согласиться, ответив положительно, не согласиться или остаться на нейтральной позиции). Аргументы, идущие за тезисом (два-три), являются подтверждением мысли автора сочинения.

В основной части можно приводить примеры из литературных произведений, из жизни выдающихся людей и из жизни автора (учащегося). Вывод должен содержать итог всего, что сказано в сочинении, и не противоречить тезису.

 Для написания этого вида сочинений нужно хорошо знать материал.

Тема-суждение предлагает готовую идею сочинения. Ученик сам только подбирает аргументы. Например, «Наташа Ростова – любимая героиня Л.Н.Толстого».  

Опираясь на авторские характеристики, на отзывы других героев, ученик показывает ее индивидуальность, притягательную силу, способность влиять на других, и самое главное – ее близость к народу, что для Л.Н.Толстого является признаком высокой нравственности.

Тема-вопрос предполагает самостоятельность в выборе позиции. Разные авторы могут по-разному ответить на один и тот же вопрос. Например, «Катерина – луч солнца в темном царстве?»

Тема-понятие заставляет самого ученика определить проблему, самому сформулировать основную идею, подобрать аргументы. Сочинение-рассуждение предполагает классическую композицию:

    1. Вступление

    2. Основная часть. Тезис. Аргументы с привлечением текста.

    3. Заключение.

Как писать сочинение-миниатюру?

Сочинение-миниатюра может быть любого характера: от уже поднадоевшей «Как я провел лето?» и до философской «Поступки человека». Однако любое сочинение-миниатюра должно иметь тезис (это основная мысль, изложенная в одном четком утверждении) и ответ на него. Этим сочинение-миниатюра напоминает сочинение-рассуждение. Например, в теме "Как я провел лето?" тезис будет коротким: "Лето я провел хорошо/здорово/замечательно/великолепно". Можно наоборот: "...так себе, скучно, неинтересно, проспал", - что бывает значительно реже. Все остальное в данной творческой работе - это пояснение тезиса. Объем сочинения-миниатюры колеблется от 0,5 стр. (5-6 класс) до 1,5 стр. (7-11 класс) школьной рабочей тетради.

Как писать сочинение-изложение?

Этот вид работы еще называют изложением с творческим заданием. Данная работа состоит из двух частей: первая часть - сжатое или развернутое (в зависимости от задания) изложение какого-либо текста, вторая часть - мысли учащегося по поводу данной темы. Особенностью сочинения-изложения является то, что между изложением и второй частью (точка зрения ученика на проблему) должен быть плавный переход в виде одного предложения. Это предложение должно продолжать мысль текста и переходить к точке зрения учащегося. Любое сочинение-изложение для завершенности должно иметь вывод, начинающийся словами: таким образом, итак и подобными.

Как писать сочинение по тексту (сочинение по литературе)?

Сочинения по литературе, как правило, охватывают события и проблемы одного литературного произведения или один персонаж из этого произведения. Такие сочинения пишутся по составленному развернутому (сложному) плану и требуют знаний произведения. Самый лучший выход из ситуации - это самостоятельное прочтение рассказа, повести или романа. Если работа идет только с критикой, то вас могут обвинить в плагиате. Пользоваться критикой нужно уметь!

Намного легче просто прочесть произведение и рассказать о своих впечатлениях в творческой работе. Основная часть должна содержать примеры из произведения, желательны небольшие цитаты для подтверждения слов автора сочинения.

Вывод сочинения по литературе не может противоречить вступлению, поскольку в выводе подытоживается (повторяется в краткой форме) все то, что сказано в основной части.

  Варианты введения

1. Историческое – краткая характеристика эпохи, анализ ее политических, социальных, экономических условий.

2. Аналитическое – анализ центрального понятия темы.

3. Биографическое – факты жизни писателя, истории создания произведения, эволюция взглядов писателя.

4. Сравнительное – вспомнить предшествующие литературные традиции, выявить, что нового внес писатель в развитие литературы.

5. Лирическое – связывающее тему с вашим личным опытом, чувствами, переживаниями по поводу прочитанного.

  Основная часть

В основной части сочинения хорошо сравнивать героя с героем, эпоху с эпохой, автора с автором, произведение с произведением, с другими видами искусства (театральными постановками, фильмами, музыкой, живописью); пользоваться доказательством «от противного», споря с воображаемым оппонентом.

Не забудьте, что стихотворение цитируется как в строчку (в кавычках), так и в столбик (без кавычек).

Не перегружайте сочинение стихотворными цитатами, даже если анализируете стихотворение.

 Заключение

В заключении должны быть сформулированы выводы сочинения. Здесь можно сказать об актуальности произведения, о вечности поставленных в нем тем, проблем, вопросов, о развитии литературных традиций, о связи с современной литературой, о месте произведения или героя в жизни общества.
Подведем итоги. Каждый вид творческой работы имеет свои особенности, нюансы, без которых не возможно получение отличного бала за сочинение.
Чтобы уметь писать сочинения, нужно хотя бы захотеть это сделать и начать учиться. А к желанию приложить некоторые усилия и старание.
Категория: Мои статьи | Добавил: Ирма (21.05.2013)
Просмотров: 1566 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz