Вторник, 17.06.2025, 22:36
Научное общество учащихся МАОУ гимназии №56 города Томска "Миллениум"

         Победитель II межрегионального конкурса методических разработок педагогов "Территория одаренности"
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Грамматическое строение каждого слова зависит от того, какие в него входят морфемы. Под морфемой понимается неделимая и регулярно встречающаяся в других словах единица грамматической структуры слова, имеющая своё лексико-грамматическое значение. Морфемы подразделяются на корневые и аффиксальные: первые составляют лексическую базу слова, вторые (приставки, суффиксы, интерфиксы, постфиксы и окончания) – оформляют данное слово как лексико-грамматическую единицу в системе частей речи. Например, в словах [башк’ир], [башк’ир-ск’-ий], [па-башк’ир-ск’и] (башкир, башкир-ск-ий, по-башкир-ски) выделяется корневая морфема ‘башкир’, образующая лексическую базу данных слов, и различные аффиксальные морфемы (-ск-, -ий, по-, -ски), оформляющие каждое из этих слов как определённую часть речи в системе её форм.
Морфемы подразделяются также на словообразовательные (корни, приставки, суффиксы, интерфиксы, постфиксы) и формообразующие (окончания). Словообразование предполагает создание новых слов, а с помощью окончания меняется форма слова в словосочетании и предложении. Словообразовательные морфемы составляют основу слова (основа слова – всё слово без окончания).
Корень слова – это центральная морфема, несущая его основное лексическое значение, общая часть основ родственных слов. Приставка – часть слова, находящаяся перед корнем и служащая для образования новых слов, а суффикс – словообразующая часть слова, находящаяся за корнем слова. Интерфикс соединяет две основы при образовании сложного слова (соединительные гласные о, е), постфиксы, при образовании новых слов занимают позицию после окончания (глагольный постфикс -ся (-сь), постфиксы, придающие словам неопределенность: -то, -либо, -нибудь, здесь же следует выделить префикс кое- с тем же значением).
Остаётся добавить, что набор морфем в различных словах может быть различным, но почти все слова обязательно содержат корень (‘обуть’ и т.п. слова, не имеющие корня – в данном случае: приставка об- и окончание -уть – являются исключением), окончание (хотя бы нулевое) присуще всем изменяемым словам.
Основные типы словообразования в русском языке
1. Морфологический тип образования новых слов
1.1. Суффиксальный способ образования новых слов: рыб-а – рыб-ак, смел-ый – смел-ость и т.д.
1.2. Приставочный: писать – на-(под-, с-, в-, пере- …)писать
1.3. Приставочно-суффиксальный: стол – на-столь-н-ый
1.4. Бесуффиксное (безаффиксное) словообразование (чередование конечных согласных основы, часто сопровождаемое «обнулением» окончания в начальной форме): бежать – бег, кричать – крик, сухой – сушь, зелёный – зелень.
2. Лексико-морфологический тип образования новых слов подразумевает переход слов из одной части речи в другую: мороженое, столовая, приёмная – имена существительные, которые некогда были именами прилагательными.
3. Морфолого-синтаксический тип характеризуется сложением основ (или корней) словосочетаний с помощью соединительных гласных о, е или без них: самолет, трехсотлетний и т.п. Кроме того, в эту же группу можно отнести случаи сложносокращения: Башгосуниверситет, колхоз и т.д.
Помимо указанных выше основных способов образования новых слов  выделяют следующие способы, обозначаемые в школьной программе и в заданиях ЕГЭ обычно как суффиксальный способ:
•    Постфиксальный способ: кто → кто-то; спеть → спеться;
•    Суффиксально-постфиксальный способ: резвый → резвиться.
Кроме того, иногда выделяют сложно-суффиксальный способ образования новых слов, при котором для образования новых слов не только соединяются корни или основы слов при помощи соединительных гласных или без них, но и добавляется суффикс: скоро + вар(ить) + к → скороварк(а); сорока + лет + и → сорокалети(е).
Как видим, иногда в качестве соединительных гласных могут выступать не традиционные «о» и «е», а грамматические окончания форм присоединяемых слов: сорокалетие, а не сороколетие; тридцатикилометровый, а не тридцатекилометровый и т.д., то есть при образовании новых слов первыми примыкают не основы или корни слов, а их грамматические формы.
Помните: не все слова, имеющие одновременно приставки и суффиксы образованы приставочно-суффиксальным способом! Чтобы понять, каким способом (приставочно-суффиксальным, приставочным или суффиксальным) образованы слова, в которых есть и приставки, и суффиксы, необходимо посмотреть, существуют ли полноценные слова без данной приставки, но с данным суффиксом или без данного суффикса, но с данной приставкой. Если существуют полноценные слова без этой приставки, значит новое слово образовано приставочным способом: переписать – пере- = писать, слово ‘писать’ существует, значит, перед нами приставочный способ образования слова. Но ведь существует и слово ‘перепись’… Может тогда можно говорить и о суффиксальном способе? В таких случаях мы обращаемся к значению самого слова, думаем над тем, что оно означает (предмет, его признак, действие и т.п.). В нашем примере корень обозначает действие, следовательно, глагольная форма первична, а форма имени существительного – вторична. Это слово ‘перепись’ образовалось от слова ‘переписать’ бессуффиксным (безаффиксным) способом, а не наоборот.
Если же в анализируемом слове, имеющем и приставку, и суффикс, можно «отбросить» суффикс, и при этом получается полноценное слово, то слово образовано суффиксальным способом: переписывание – ниj = переписыва(ть), слово ‘переписывать’ существует, а это означает, что мы столкнулись с суффиксальным способом образования слова (при этом не существует слова ‘писывание’).
Мы имеем дело с приставочно-суффиксальным способом, когда получаем нелепые слова при отбрасывании одной из морфем (приставки или суффикса), когда новое слово образовано путём одновременного их добавления: подоконник – нет слова без приставки ‘оконник’ и нет слова без суффикса ‘подокон’.
В контрольных измерительных материалах ЕГЭ по русскому языку лишь одно задание посвящено словообразованию – задание В8, при этом для успешного выполнения данного задания выпускникам необходимо знать основные (морфологические) типы образования новых слов: приставочный, приставочно-суффиксальный, суффиксальный и бессуффиксный (безаффаксный).

Онлайн-тесты


В этом разделе размещены пробные варианты ЕГЭ по русскому языку с ответами и пояснениями. Эти онлайн-тесты дают представление о том, как будут выглядеть реальные задания в 2014 году, но в точности таких же вопросов на настоящем ЕГЭ вы не встретите. Кроме того, на экзамене время ответа ограничено, а заданий больше.
Первая часть теста включает 30 заданий. К каждому из них даны четыре варианта ответа, из которых нужно выбрать один правильный.
Вторая часть варианта состоит из 8 заданий (В1–В8). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно. Если ответ — это слово из текста, нужно вводить его в той форме (падеж, род, число и т. п.), в которой оно стоит в тексте. Если в ответе требуется указать несколько слов или цифр, вводите их через запятую.
Третья часть ЕГЭ по русскому языку — сочинение. Чтобы лучше подготовиться к ней, рекомендуем посетить новый раздел нашего сервиса, где размещены советы от учителя, а также подробный анализ нескольких сочинений.
Поиск
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz